Публикации
2023-09-18 11:25 2020 (№ 3-16)

Бакшеева Н.В., Ефимова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическое описание:
Бакшеева Н.В., Ефимова Т.В. Формирование способностей у младших школьников в процессе деятельности // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

Различают способности разного уровня-учебные и творческие, общие умственные и специальные. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Общие умственные- это способности, которые необходимы для выполнения многих видов деятельности. Специальные способности- это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-то одной определённой деятельности (музыкальной, математической и т.д.)

Что даёт основание говорить о наличии у человека способностей? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений.

Творческие и учебные способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для их развития необходимо с ранних лет включать ребёнка в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, конструировать, моделировать, учатся правильно петь и узнавать мелодии, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребёнка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит внеурочной деятельности, которая представлена несколькими направлениями, а также посещением различных кружков при центрах культурного развития и спортивных комплексах.

Каждый учитель стремится создать для своих воспитанников условия для развития всех способностей. Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребёнок, безучастный к какому бы то ни было процессу, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития творческих способностей детей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребёнка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у детей положительные эмоции. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней- необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности. Учителю необходимо активно развивать интересы детей, используя печатные и электронные источники обучения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностный характер, а были устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность ребёнка должна быть творческой. Например, для развития филологических способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании сочинений, очерков, рассказов с их последующим разбором на занятиях по внеурочной деятельности («Удивительный мир слов»), на внеклассных занятиях по предмету и т.д. Полезны экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием увиденного и услышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Развитию способностей школьников содействуют не только программный материал по всем предметам, а и основы внеурочной деятельности разных направлений, занятия в различных центрах культурного развития, кружки при ДК, спортивные секции и т.д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, музеи боевой славы, оборудованы специальные помещения по информатике и иностранному языку, где занимаются различной деятельностью по развитию творческих способностей. На этих занятиях у детей развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда ученик, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь, развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически относиться к себе. Важно формировать у школьников правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребёнку о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребёнку. Что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит своих одноклассников в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ученик хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремлённость, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надёжным, значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям всё даётся легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития творческих способностей, требуется длительное, упорное учение и большой, напряжённый труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчёркивают, что талант-это труд. Умноженный на терпение. Это склонность к бесконечному труду.

В школе порой встречаются дети, которые благодаря своим способностям всё схватывают на лету, отлично успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они не добиваются высоких результатов, так как не привыкли серьёзно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.

Развитые способности должны сочетаться с трудолюбием, ответственностью, принципиальностью, организованностью, требовательностью к себе и другим людям.