Шкарина Ю.В. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
Библиографическое описание: Шкарина Ю.В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Математические представления» для обучающихся 5 класса // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с документами:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 48, п. 1.1) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. (Вариант 2)
• Письмо Министерства образования и науки РФ / Департамента государственной политики в сфере общего образования «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08-1786
• Положение о рабочей программе по предмету МКОУ «Коробчеевская школа-интернат», утверждённое приказом № 282-ОД от 31.08.2020г.
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /, М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: «Просвещение», 2017.
• «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011
• Учебный план школы
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 ("Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.3286-15)
Цель
• формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. житейских задач
задачи:
• сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
• сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
при решении соответствующих возрасту житейских задач
Основное содержание учебного предмета
1. Пространственные представления
2. Нумерация
Число и цифра 0 (5 часа).
Число и цифра 0. Соотношение цифры с количеством предметов - числом.
Счет предметов, запись числа.
Число и цифра 6 (15 час).
Число и цифра 6. Математический знак «+».
Числовой ряд 1, 2. Запись цифры 2.
Счет в пределах 2. Сравнение множеств.
Число и цифра 7 (5часа).
Число и цифра 3. Числовой ряд 1, 2, 3.
Прямой и обратный счет. Понятия: первый, второй, третий.
Получение числа путем отсчитывания и присчитывания по одному. Сравнение чисел.
Соотношение цифры с количеством предметов – числом.
Состав чисел 2, 3.
Арифметические действия (5 часа).
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 2.
Решение примеров и задач в пределах 3.
Решение примеров с окошком на вычитание.
Число и цифра 8
Число и цифра 8. Получение числа 8.
Запись цифры 8. Прямой и обратный счет.
Счет в пределах 8. Решение примеров.
Число и цифра 9
Число и цифра 9. Получение числа 9
Письмо цифры 9. Прямой и обратный счет.
Счет в пределах 9. Решение примеров на сложение и вычитание..
Получение числа 9, решение примеров.
Состав числа 9.
Состав числа 9. Составление и решение примеров
Состав числа 10. Составление и решение примеров
Состав числа 11. Составление и решение примеров
Состав числа 12. Составление и решение примеров
Состав числа 13. Составление и решение примеров
Состав числа 14. Составление и решение примеров
Повторение изученного числового ряда (9 часов).
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6-14.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• определять положение предметов на плоскости;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
• образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
• считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
• решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
• выполнять арифметические действия;
• образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
• иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
• уметь пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Математические представления
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№
урока в разделе
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скоррек-тированные сроки
прохождения
Iтриместр -
I. Пространственные представления - 2 часа
1
1
Точка,линии.
2
2
Овал.
II. НУМЕРАЦИЯ
Число и цифра 0- (5 часов)
3
1
Число и цифра 0. Соотношение цифры с количеством предметов - числом.
4
2
Число и цифра 0. Соотношение цифры с количеством предметов - числом.
5
3
Счет предметов, запись цифры 0
Решение примеров с окошком.
Число и цифра 6.- (15часов)
6
1
Число и цифра 6. Числовой ряд 1,2,3,4,5,6.
7
2
Число и цифра 6.Числовой ряд 1,2,3,4,5,6.
8
3
Счет в пределах 6. Сравнение множеств.
Число и цифра 7. (4часа)
9
1
Число и цифра 7. Числовой ряд 1, 2, 3,4,5,6,7
10
2
Число и цифра 7.
11
3
Прямой и обратный счет. Понятия: первый, второй, третий
12
4
Соотношение цифры 7 с количеством предметов – числом.
Арифметические действия.- (4часа)
13
1
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7.
14
2
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7.
15
3
Решение примеров и задач в пределах 7.
16
4
Решение примеров с окошком на вычитание.
Число и цифра 8.- (4 часа)
17
1
Число и цифра 8. Получение числа 8.
18
2
Запись цифры 8. Прямой и обратный счет.
19
3
Понятия «следующее» число, «предыдущее» число. Решение примеров на …+1=… и …-1=…. Меры стоимости – рубль, копейка
20
4
Счет в пределах 8. Решение примеров.
Число и цифра 9.- (5 часов)
21
1
Число и цифра 9. Получение числа 9.
22
2
Число и цифра 9. Получение числа 9.
23
3
Письмо цифры 9. Прямой и обратный счет.
24
4
Счет в пределах 9. Решение примеров на сложение и вычитание.
25
5
Состав числа 9. Составление и решение примеров
Число и цифра 10.- (6 часов)
26
1
Число и цифра 10. Запись цифры 10.
27
2
Число и цифра 10. Образование. Состав. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
28
3
Число и цифра 10.. Образование. Состав. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
29
4
Состав числа 10. Решение примеров с пропущенными числами (6=5+…; 6=1+…).
30
5
Состав числа 10. Решение примеров с пропущенными числами (6=5+…; 6=1+…).
31
6
Состав числа 10. Решение примеров с пропущенными числами (6=5+…; 6=1+…).
Число и цифра 11- (6часов)
32
1
Число 11. Запись 11
33
2
Число 11. Образование числа 11.
34
3
Состав числа 11. Меры времени - сутки, неделя.
35
4
Состав числа 11. Решение примеров с пропущенными числами (7=6+…; 7=1+…).
36
5
Составление двух примеров на вычитание по примеру на сложение (1+5=6; 6-1=…; 6-5=…).
37
6
Составление двух примеров на вычитание по примеру на сложение (1+5=6; 6-1=…; 6-5=…).
Число и цифра 12 – (6часов)
38
1
Число и цифра12. Запись цифры 12.
39
2
Число и цифра 12. Образование числа. Отрезок
40
3
Состав числа 12. Решение примеров с пропущенными числами (7=6+…; 7=1+…).
41
4
Состав числа 12. Решение примеров с пропущенными числами (7=6+…; 7=1+…).
42
5
Составление двух примеров на вычитание по примеру на сложение (1+5=6; 6-1=…; 6-5=…).
43
6
Составление двух примеров на вычитание по примеру на сложение (1+5=6; 6-1=…; 6-5=…).
Число и цифра 13 – (6часов)
44
1
Число 13. Запись 13.
45
2
Число и цифра 13. Образование. Построение квадрата, прямоугольника.
46
3
Состав числа 13. Построение треугольника.
47
4
Состав числа 13. Решение примеров с пропущенными числами (9=8+…; 9=1+…).
48
5
Решение примеров с пропущенными числами (9=8+…; 9=1+…).
49
6
Решение примеров с пропущенными числами (9=8+…; 9=1+…).
Число 14 – (6часов)
50
1
Число 14. Образование числа 14.
51
2
Состав числа 14. Мера длины – сантиметр
52
3
Состав числа 14. Решение примеров с пропущенными числами (10=9+…; 10=1+…). Числовые неравенства
53
4
Состав числа 14. Решение примеров с пропущенными числами (10=9+…; 10=1+…). Числовые неравенства
54
5
Мера длины – дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
55
6
Сравнение чисел, полученных при измерении мерой длины.
Повторение - 13 часов
56
1
Решение примеров с окошком.
57
2
Решение примеров с окошком.
58
3
Решение примеров с окошком.
59
4
Составление задач по рисункам, их решение
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
60
5
Составление задач по рисункам, их решение
Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
61
6
Составление задач по рисункам, их решение
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10
62
7
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 11.
63
8
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 11
64
9
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 12
65
10
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 12.
66
11
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 13
67
12
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14.
Точка, линии (прямые и кривые).
Всего -67часов
Изменения, внесенные в текст, содержание и календарно-тематическое планирование программы
№ п/п
Изменения
Обоснование
•
•
•
Перечень учебно-методического обеспечения
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /, М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: «Просвещение», 2017.
• Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.
• Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.
• Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;
• Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.