Публикации
2023-11-17 14:53 2023

Черноградская А.А., Келина А.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛ-ЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Черноградская А.А., Келина А.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛ-ЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.

Аннотация. Данная научная статья посвящена рассмотрению содержания термина "функциональная грамотность", её компонентов. Анализируются вопросы, которые затрудняют формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, функциональная грамотность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые понятие функциональной грамотности было озвучено на Всемирном конгрессе министров образования в поддержку программы ликвидации неграмотности. Однако уже в 1978 году ЮНЕСКО дополнил данное определение: функционально грамотными принято считать только тех, кто способен участвовать во всех видах жизнедеятельности, где грамотность является необходимой для успешного функционирования данной группы, и которые позволяют им по-прежнему использовать навыки чтения, письменной речи и арифметики в целях дальнейшего развития своей личности и общества [2].

Отечественные исследования в области образования подтверждают, что российские школьники сильны в предметных знаниях, но испытывают трудности при переносе предметных знаний в ситуации, близкие к реалиям жизни.

Причина связана со спецификой организации образовательного процесса в отечественных школах, его направленностью на усвоение предметных знаний и умений, выполнение однотипных тестовых заданий, недостаточным уровнем квалификации учителей в сфере формирования функциональной грамотности, а также дефицитом необходимых учебных и методологических пособий [1].

Учителя в значительной степени ориентируются на получение предметных результатов учащихся, но не считают эти результаты самостоятельными компонентами принципиально иного результата образования - функциональной грамотности ученика, недостаточно глубоко конструируют учебную деятельность по получению данной характеристики, не формируют для этого необходимый комплекс средств.

Дефиниция функциональной грамотности была предложена множеством психологов и педагогов, среди них Китаева Г.Х., Кузнецов К.А., Хомутова Т.Н., Харченко Е.В., однако единого понятия и смыслового значения в употреблении этого понятия по-прежнему не существует. Представляется наиболее закономерной разработка критериев оценивания сформированности функциональной грамотности, которая базируется на наработках в рамках международного исследования PISA. В рамках этого исследования функциональная грамотность и ее оценивание проанализированы по таким компонентам: экономическая, литературная, естественно-научная и техническая грамотность, глобальная компетенция, творческое и критическое мышление. Однако видно, что эти компоненты не являются значимыми для освоения составных частей функциональной грамотности детьми с ограниченными возможностями здоровья. В разработке ступеней сформированности функциональной грамотности учащихся принимали участие Зыков А.П., Макеев Н. Г. [2].

Функциональная грамотность - это овладение учащимися необходимым уровнем знаний, навыков и умений для того, чтобы формировать и реализовывать осмысленную активность. Одновременно возникает проблема сформированности функциональной грамотности у отдельно взятого ученика, в частности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь такие дети усваивают по-разному приобретенные знания, по-иному применяют их в практической деятельности, обладают индивидуальными задатками для овладения нужными умениями компетентного поведения в различных отношениях. Проведенный анализ научной литературы дает возможность понять, что для современного человека необходимо обучение функциональной грамотности для того, чтобы он мог оперативно действовать в разных жизненных ситуациях, грамотно управлять своими знаниями и умениями в разных областях жизнедеятельности [3].

Обучение функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде означает развитие их умений до такого уровня, когда ребёнок будет способен устанавливать взаимоотношения с остальными детьми, невзирая на имеющиеся различия в психофизическом уровне развития. Это отражает фундаментальный подход к созданию эффективного инклюзивного пространства, который подразумевает не только формирование социумом необходимых условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в жизнь современного общества, но и подготовленность ребенка к данному этапу [3].

Следует отметить, что для формирования функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья высокоэффективной является сфера дополнительного образования. Необходимые для ребенка с ОВЗ предпосылки доступности таких программ созданы в рамках реализации дополнительного образования и развивающих программ. Многовариантность содержания дополнительного образования позволяет учащемуся успешно практиковать функциональную грамотность в разных сферах деятельности, а также применять ее для раскрытия потенциала с учётом индивидуальных возможностей развития [1].

Результаты многочисленных научных исследований, посвященных изучению формирования функциональной грамотности у школьников, свидетельствуют о том, что перед современными ребятами стоит множество проблем [1]. Так, значительная часть из них не умеет использовать полученные в процессе академического и предметного обучения научные знания общего характера в своих практических действиях (освоение правил русского языка, арифметики, знание законов физики), соотносить их с жизненными моментами на практике.

Проведя анализ современных точек зрения на проблематику функциональной грамотности, представляется возможным выделение коммуникативного, содержательного и общественного компонентов функциональной грамотности. Коммуникативный компонент представляет собой развитие речи, формирование потребности в общении, умение выстраивать общение не только с учителем, но и с ровесниками. Под содержательным компонентом функциональной грамотности детей с ОВЗ подразумевается умение находить необходимую информацию и навык ее использования. Этот компонент тесно связан с коммуникативным компонентом - с коммуникативной сферой ребенка. Общественный компонент функциональной грамотности представляет собой умение вести себя среди сверстников, в кругу семьи, в кругу друзей, формирование навыка оценивания реакций поведения и поступков других людей. Указанные компоненты (общественный, коммуникативный, содержательный) связаны между собой и обеспечивают единство понятия "функциональная грамотность".

Список литературы

1. Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи: материалы IV-й Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ) », Таганрог, 28 февраля 2020 года. – Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – 531 с. – ISBN 978-5-9275-3485-2. – EDN GUTJYT.

2. Грекова, М. А. 3.4. Модель повышения доступности программ дополнительного образования для детей с ОВЗ с участием родителей / М. А. Грекова // Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие / Под редакцией А.В. Золотаревой. – Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования", 2021. – С. 87-100. – EDN BJLVZO.

3. Канищева, О. С. Формирование функциональной грамотности педагога начального общего образования как основа развития функциональной грамотности ребенка / О. С. Канищева, И. В. Пивоварова, С. А. Андросова // ИННОВАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Ижевск, 29 декабря 2021 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2021. – С. 117-122. – EDN LWBFDH.