Конференции
2023-07-05 14:14 Февраль 2023

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Воротина Лилия Александровна
учитель английского языка
МБОУ «Вохтожская школа» п. Вохтога Грязовецкого района Вологодской области

В наши дни школа не ограничивается только трансляцией тщательно отобранных знаний. Развивающая образовательная среда — это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой активности. Поэтому исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, как один из компонентов работы с одарёнными и творчески ориентированными детьми.

На протяжении последних нескольких лет я являюсь руководителем школьного научного общества обучающихся «ШАНС». Каждый год обучающиеся школы совместно со своими научными руководителями представляют свои исследовательские и проектные работы на различных конференциях, и среди них всегда есть несколько работ, связанных с предметом «Английский язык»

В настоящее время можно сказать, что научно- исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования и получении дополнительного образования.

Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.

В научно-исследовательской деятельности следует делать акцент на поиске личностно необходимых новых знаний. Именно поиск нового и является неотъемлемой частью творческой деятельности, как учителя, так и учащегося. Следует отметить, что занятия исследовательской деятельностью, в основном, проводятся во внеурочное время, хотя метод проектов применяю и на уроках английского языка. Занятия нашего школьного научного общества обучающихся, проходят раз в неделю. Уже на первых занятиях ученику, который решил посещать занятия нашего НОУ предстоит определиться с темой своей исследовательской работы, ведь выбор темы – наиболее трудный и ответственный этап исследования. Принято считать, что правильно выбрать тему – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальной, содержать проблему отличаться новизной, быть интересной юному исследователю, посильной по объёму и длительности. В начале учебного года проходит собеседование с учащимися, которое помогает сориентироваться в выборе собственной темы. На первых занятиях выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Принцип личной заинтересованности, считаю основополагающим при работе над исследованием, поэтому, для первого заседания, заранее готовлю вопросы для детей («Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?» и т.п., которые, помогут им определиться с темой. Благодаря этому рождаются оригинальные идеи исследований, связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. Стоит отметить,что в некоторых случаях педагогу все же приходится помочь школьникам - предложить список возможных тем для исследовательских работ. Посещая внеурочные занятия (иногда и во время каникул) ребята учатся таким важным умениям как

формулировать цели и задачи исследования,

определять объект и предмет исследования,

выдвигать гипотезу,

работать с литературными источниками,

проводить научные эксперименты,

обрабатывать анкетные данные,

систематизировать и обобщать фактический материал исследования,

использовать различные научные методы: метод выборки, сопоставительный метод, количественный анализ,

строить графики и диаграммы,

делать выводы по работе,

правильно составлять библиографический список.

Именно эти умения и являются основными составляющими исследовательской деятельности. Позвольте познакомить вас с результатами некоторых исследовательских работ обучающихся нашей школы по английскому языку.

Посещая курс «Основы исследовательской деятельности » ребята выполнили три работы по английскому языку «Изучение английского языка с помощью сети интернет» «Сравнительный анализ криптидов на примере Снежного человека и Лохнесского чудовища» «Значение англоязычных надписей на одежде подростков». Каждая из работ была по-своему интересной и включала в себя практическую часть с исследованием.

Данные работы были представлены на общешкольной научно-практической конференции исследовательских и проектных работ «Шаг в науку – путь к успеху», две из них – на районной научно-практической конференции проектов и исследовательских работ обучающихся и получили высокую оценку жюри. Работа «Изучение английского языка с помощью сети интернет» заняла 1 место в заочном Всероссийском конкурсе «Исследовательские и научные работы, проекты». Работа «Значение англоязычных надписей на одежде подростков» стала лауреатом 18 Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ обучающихся, а затем награждена Дипломом 1 степени за участие в 18 межрегиональной научно-практическая конференция учащихся и студентов «Юность, наука, культура»

В прошлом году старшеклассники работали над следующими темами исследовательских работ по английскому языку: "Феномен "русинглиш" в русском языке" "Английские заимствования в сфере моды и красоты". Результаты своих работ они представили на общешкольной научно-практической конференции исследовательских и проектных работ «Шаг в науку – путь к успеху» и заняли 1 и 2 место, стали участниками заочной межрегиональной научно-практическая конференция школьников «Иностранный язык - диалог культур» (р.Татарстан), получили дипломы 1 и 2 степени за участие в III Всероссийской дистанционной научно-практическая конференции школьников и студентов «МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ». Работа "Английские заимствования в сфере моды и красоты". получила Диплом 1 степени за участие в ХХ межрегиональной научно-практической конференция учащихся и студентов «Юность, наука, культура»

Работа над проектами предполагает, что они могут быть групповыми и индивидуальными. Кроме того, в отличии от исследовательских работ они могут быть творческими и информационными. Примерами проектных работ по английскому языку, выполненными нашими обучающимися можно назвать такой проекты в 5 классе как «My pets» c использованием социальных сетей и «День Святого Валентина», результатом которого стали созданные обучающимися валентинки к празднику. Что касается индивидуальных проектов, то можно отметить проект «Мировое культурное влияние

«Never Gonna Give You Up», выполненный учеником 10 класса. Подводя итоги, хочется подчеркнуть важную роль исследовательских и проектных работ для ученика в дальнейшем обучении и профессиональном самоопределении. Это первый научный опыт учащихся с его экспериментами, гипотезами, научными методами, открытиями и заключениями. Лингвистами они могут не стать, а навыки, полученные в работе над исследованием, помогут и в дальнейшем успешно справляться с другими учебными задачами в школе, с курсовыми и дипломными работами в институте. Они учатся уверенно чувствовать себя на научных конференциях, не бояться публичных выступлений, аргументировать свою речь, владеть вниманием аудитории, не бояться критики, а воспринимать её как шаг к самоусовершенствованию. В конечном итоге, работа над научно-исследовательским проектом предоставляет им возможность успешно реализовать свой потенциал одаренного человека.

Список литературы

1) Исследовательская деятельность младших школьников - ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-klyuch-k-razvitiyu-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-ramkah-fgos-1024151.html (дата обращения: 20.10.2021).

2) Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/05/16/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 15.10.2021).

3) Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html (дата обращения: 15.09.2021).