Гимаева М.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ»
Библиографическое описание: Гимаева М.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ» // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Цель урока: обобщить и закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную, групповую, парную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
· Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
· Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
· Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
· Регулятивныеуниверсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
· Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
· Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
· раздаточный материал для парной и групповой работы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. 1 мин
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Добрый день, ребята. Меня зовут Марина Владимировна.Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Надеюсь на вашу поддержку и понимание, жду от вас полных, доказательных ответов. Помните, работая дружно слажено, мы с вами достигнем высоких результатов и справимся со всеми трудностями. А в этом нам поможет наше хорошее настроение и дружная работа.
- девизом нашего урока будут слова, прочитаем вместе (слайд): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.
- по ходу урока мы будем заполнять лист успеха
II. Актуализация знаний. 5 мин.
- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Внимание на слайд, что вы видите? Москва
-Запишите только пропущенную букву о.
Москва, девочка, учитель, собака, город. слайд
- Атеперь проверим по эталону.
- Поднимите руки у кого все буквы записаны верно, поставьте 5 баллов в листе успеха, кто допустили 1 ошибку- 4 балла, 2 ошибки- 3 балла, 3 ошибки- 2 балла.
Задание
Баллы
1.
Словарный диктант
5,4,3 балла
2.
Работа в паре
3.
Работа в группах
ИТОГО
Найдите фишку синего цвета и приклейте на самый верхний кружок. Фишка синего цвета- САМ
- Прочитаем еще раз все слова. Как называются эти слова?Словарные.
- что значит словарные?
- Задайте вопросы к словам. На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают?
- Значит какой частью речи являются данные слова? (Имена Существительные).
- На какие две группы можно разделить слова. (одушевленные, неодушевленные)
- Какое слово лишнее? (Москва)
- Почему Москва? (потому что это название города, имя собственное). А остальные слова -это имя нарицательное. Как записывается слово? Для чего нужны заглавные буквы?
III. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. 2 минуты
- Используя ответ, определите тему урока? (Заглавная буква в именах собственных).
- Как вы думаете какая будет цель урока?
Цель: закрепитьзнания о написании заглавной буквы в именах собственных.
- Какие задачи поставим?
Задачи: повторить… правило правописания собственных имен существительных
Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).
Применить...... где они нам могут пригодиться? применить полученные знания в жизни.
IV. Первичное закрепление 2 минуты
- Для решения 1 задачи вернёмся к словам. Добавляются еще слова
девочка
Москва
учитель
Лилия
собака
Шарик
город
Авдеева Гульназ Ильшатовна
- Прочитайте слова первого столбика, что общего? (имена нарицательные)
- Прочитайте слова 2 столбика, что общего? (имя собственное)
-Какой вывод можно сделать? Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому они тоже пишутся с заглавной буквы.
Карточка на доску Имена сказочных персонажей
3 ряд (у каждой парты лежит одна картинка)
Угадайте названия созвездий, планет, спутника, запишите их под картинкой.
Солнце, Земля, Луна, Сатурн, Большая медведица, Рыбы
-Какой вывод можно сделать?
Названия астрономических объектов: созвездий, планет, звезд и спутников тоже всегда пишутся с заглавной буквы.
- Итак, какое правило мы вспомнили! (все имена собственные пишутся с заглавной буквы, все остальные имена существенные нарицательные пишутся с маленькой. К собственным существительным относятся на доске:
Фамилии, имена, отчества
Имена сказочных персонажей
Клички животных
Географические названия
Названия книг и журналов
Названия астрономических объектов
-ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ - ЭТО ОРФОГРАММА
решение задачи
Оценивание по баллам в листе Успеха. Если вы правильно записали слово, то ставите 1 балл, если нет 0 баллов.
Задание
Баллы
1.
Словарный диктант
2/1
2.
Работа в паре
1/0
3.
Работа в группах
ИТОГО
Фишка оранжевого цвета- мама
Физминутка 2 минуты
Если названные слова надо писать с заглавной буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте:
-Почему на последнее слово надо и присесть, и поднять руки?
- Переходим к реализации 2 задачи.3 минуты
- Оглянитесь, что вы видите? Имена людей. (расклеены по классу). Что такое имя? ИМЯ - это слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное с 12 рождения, чтобы к нему обращаться.
- Помогите собрать имена в классе.
Петя, Пётр, Денис, Дима, Дмитрий, Маша, Мария (на доске карточки)
- Можно ли какие-то имена считать одним и тем же именем. Какие? Назовите.
Петя- Пётр
Денис
Дима-Дмитрий
Маша- Мария
- Какое имя получилось без пары? Почему?
- Потому что это имя не имеет краткую форму.
- А когда человека называют полным именем.
- Знаете, что имя имеет своё значение. Кто знает значение своего имени. (ИмяМарина - женская форма старинного редкого имениМарин, происходящего от латинского слова "маринус" - морской)
Чтобы узнать, как появились имена, фамилии и отчества вы поработаете с учебником. стр. 55 упр.95. 5 минут
- Прочитайте текст. Что узнали?
- Запишем выделенные слова с маленькой буквы в столбик.
имя ___________
фамилия___________
отчество_______________
- Рядом запишите своё имя, фамилию и отчество.
А что означает отчество?
Об этом нам прочитает Историческую справку................ (что дается от отца)
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляют его имя, указывается, чьими сыновьями и дочерьми они являются. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Как же образовывались отчества? 2 минуты
- Образуем отчества при помощи частей слова.
- Какая часть слова нам поможет? ович, евич, овна
Петр ович
Денис овна
Дмитри й Дмитри евич
Маша- Мария
- А от женского имени можно образовать? Нет, почему?
- Какой вывод можно сделать? Что отчество можно образовать от имени отца.
- Решили ли мы с вами 2 задачу? Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).
V. Включение в систему знаний 4 минут
А теперь применим наши полученные знания.
Правило работы в группе. Правила работы в группе
Работа в группе.
1 группа- Гагарин
2 группа- Ломоносов
3 группа- Мустай Карим
1 группа
В детстве мальчик__________ любил стихи про лётчиков, самолёты, небо и раз даже выступал в городе_____________ на районном смотре самодеятельности и заслужил там книжку известного автора_____________________ и почётную грамоту. ______________________________________– русский летчик-космонавт, Герой Советского Союза, первый человек в мире, побывавший в космосе.
Слова для справок: Юра, Юрий Алексеевич Гагарин, Гжатске, С.А.Маршака
В этом году 12 апреля будет 60 лет, с тех пор как Юрий Гагарин побывал в космосе. Слайд
2 группа
_________________________________является символом российской науки, ученый, выдающийся поэт. На 12 году жизни он обучается грамоте, читать у священика _________________и это увлечение неожиданно стало главным в жизни подростка. Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в ___________ университета в городе________________.
Слова для справок: Михаил Васильевич Ломоносов, Семёна, России, Москве.
3 группа
___________________________знаменитый башкирский поэт и писатель. Уже в шестом классе он написал первые стихи, которые были опубликованы в газете «_____________________». За годы жизни Мустай Карим написал около ста поэтических и прозаических сборников, более десяти драм. Его именем названы многие государственные учреждения, улицы городов в ___________________. В биографии Мустая Карима особое место занимает его семья, супруга и двое детей: сын_____________ и дочь _______________.
Слова для справок: Мустай Карим, Юный строитель, Ильгиз, Альфия, Башкортостане
Оценивание по баллам в листе Успеха.
-если группа работала дружно и не было ошибок- 2 балла
-если не было ошибок, но были ссоры, конфликты- ставим 1 балл
-если команда не справилась с задание- 0 баллов.
Задание
Баллы
1.
Словарный диктант
5/
2.
Работа в паре
2/1
3.
Работа в группах
2/1
- Благодаря чему они стали знаменитыми? Благодарю своему трудолюбию, любви к своему делу. А ведь всё зарождалось в семье. Действительно, дети перенимают от родителей не только внешность, но и культуру поведения, манеры, жизненную философию. И ваша семья- это близкие и родные люди, те, которых вы любите, с кого берете пример, о ком заботитесь, кому желаете добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Фишка красного цвета цвета- бабушка, дедушка 3 минуты
- Возьмите фишки, приклейте Семья бывают разные, большие, как семья Чиполлино и маленькие, как семья Буратино. В одних могут быть 1 родитель и 1 ребенок, а в других братья и сестры.
- Подпишите именах членов вашей семьи. (Я- Вася, мама- Марина, папа- Иван, бабушка, дедушка и т.д.)
-Что у вас получилось? Семья. Шежере- это родословная. Родословная — свод данных, описывающих происхождение тех или иных семей от других семей. Слайд
-А чтобы ваша семья была самая счастливая, нужно самое главное, это сохранение здоровья ваших родных. Слайд
-Поэтому 2021 год в Республике Башкортостан объявлен Годом здоровья и активного долголетия. Участвуйте вместе с семьей в различных спортивных мероприятиях.
VI. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 3 минуты
Вернёмся к нашей цели и задачам.
Задачи: повторить… правило правописания собственных имен существительных
Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).
Применить...... где они нам могут пригодиться? применить полученные знания в жизни.
пройти по задачам знаниевая
-Да, основную цель мы с вами выполнили благодаря тому, что вы работали дружно, слажено.
Оценивание по баллам в листе Успеха.
Задание
Баллы
1.
Словарный диктант
5/1
2.
Работа в паре
2/1
3.
Работа в группах
2/1
ИТОГО
9 баллов
9 баллов- 5
8-7 балла- 4
6-5 балла - 3
VII. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
1 ур. Повторить правило стр.53
2 ур. Выполнить упражнение в Яндекс учебнике.
3 ур. Узнать историю своей фамилии и записать.
Все, кто работал хорошо улыбнитесь, а кто чувствует, что может работать еще лучше поаплодируйте.
Мне было очень приятно с вами работать, а вам со мной? Спасибо вам за урок.