ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Винокурова Виктория Кузьмовна воспитатель, учитель-логопед Структурное подразделение "Ножовский детский сад" МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа", село Ножовка, Частинского района, Пермского края
Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий.
Время реализации проекта: одна неделя
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Цельпроекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.
Задачи:
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
- «Почему огонь полезен и опасен?»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- «Спички детям не игрушка»;
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».
2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.
3. Дидактические игры:
- «Раньше и теперь»
- «Горит – не горит»
- «Что нужно пожарным?»
- «Диалоги по телефону»
- «Опасно – не опасно»
- «Собери картинку»
- «Подбери определения к слову пожарный»
4. Сюжетно-ролевые игры:
- «Мы – пожарные!»
6. Подвижные игры и соревнования:
- «Кто быстрее потушит пожар?»
- «Вода и огонь»
- «Птички в беде»
7. Чтение художественной литературы детям (загадывание загадок по теме):
- Б. Житков «Дым», «Пожар»
- С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа»
- К. Чуковский «Путаница»
- Г. Остер «Вредные советы»
С. Маршак «Кошкин дом».
- П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
- стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка»
8. Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком; к пожарному водоему, пожарной части нашего села
9. Детские рисунки на тему «Пожар!»
Аппликация «Пожарная лестница»
Рисование по сказке С. Маршака Кошкин дом»
10.Изготовление макетов, поделок, совместно родителей с детьми.
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков на тему «Пожарная безопасность»;
Ожидаемый результат:
Дети должны знать правила пожарной безопасности, сформировать привычки их соблюдения.
Знать номер пожарной службы и свой домашний адрес.
Знать средства пожаротушения небольших участков огня.
Расширение и формирование знаний о профессии пожарного.
Вызвать интерес и желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими и смелыми, как пожарные
Сформировать у детей чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Итоги проекта: Дети знают правила пожарной безопасности, у них сформированы привычки их соблюдения, знают свой домашний адрес и номер пожарной службы, средства пожаротушения. С желанием и интересом занимаются физической культурой, гимнастикой, расширены и сформированы знания о профессии пожарного, понимают и знают ценность его труда. у детей развиты чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и и нарушению правил пожарной безопасности. Привлечено внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебнометодическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2008.
2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
3. Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. - М.: Корифей, 2011.
4. Каминская Н.В.Чудесные спички.// Ребёнок в детском саду, 2006. №2, С. 42.
5. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. - М.: Айрис-пресс, 2008.
6. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
7. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг!//Дошкольное воспитание, 2006. - №5, С. 47
8. Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, 2007. - № 4, С. 114.
9. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание, 2006. - №5, С. 39.
10. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008.