Публикации
2023-09-28 09:44 2022 (№ 32-43)

Иовенко Д.А. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Библиографическое описание:
Иовенко Д.А. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития // Современная начальная школа. 2022. № 1 (32). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/32.pdf.

Особые образовательные потребности - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский).

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации. При создании специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации для любой категории лиц с ограниченными возможностями учитываются как общие для всех людей с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, свойственные только лицам с задержкой психического развития.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Учитываю причины и особенности детей с ЗПР, можно выделить специфические образовательные потребности детей данной категории:

· побуждение познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

· расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

· формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

· совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

· формирование, развитие у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

· развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

· усиление регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

· сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

· в расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учитываю особые образовательные потребности детей с ЗПР, в образовательной организации должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования детей с ЗПР, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

· Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой). Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе общеобразовательных программ. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

· В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.;

· Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют своеобразие.

· Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги для школьников с ЗПР, предполагают наличие в образовательной организации специалистов службы сопровождения таких как учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

· В условиях инклюзивного образования ученики с задержкой психического развития обязательно должны получать необходимую коррекционную помощь на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Эти занятия должны быть включены в учебный план общеобразовательного учреждения, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательного учреждения.

Таким образом, педагог, работающий с детьми с задержкой психического развития, должен обращать внимание на все выше сказанное и строить свою работу с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.