Демченко Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Библиографическое описание: Демченко Г.В. Формирование патриотического воспитания в младшем школьном возрасте // Современная начальная школа. 2021. № 25. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/25.pdf.
Специфика адаптации и реабилитации в значительной мере зависит от возраста личности, накопленного ею социального опыта. Как известно, с возрастом адаптивность человека снижается, он становится более подвержен воздействию внешнего мира, тревоги. Поэтому, наиболее благоприятным периодом для патриотического воспитания можно считать младший школьный возраст.
В это время у детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная деятельность. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и т. д. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу.
Детям данной группы свойственны безмерная доверчивость к взрослым (они пытаются повторять действия старших, у них присутствует эмоциональная доброжелательность, ребята проявляют интерес к окружающему их миру, формируется особенная искренность). Впечатления, которые пережил ребёнок за этот отрезок времени особенно «западает» в памяти и играет важную роль в дальнейшем его развитии.
Воспитание патриотизма в младшем школьном возрасте начинается с простейших элементов интеллектуально-чувственной и поведенческой сферы личности. Патриотическое воспитание детей этого возраста направленно на формирование знаний о родном городе, России, её национальных героях, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны, чувства любви и привязанности к родному краю, интереса к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовным ценностям её народа, осознания своей этнической принадлежности к определённой культуре, народу.
Любовь к родному краю начинается с самого раннего возраста. Как правило, это ощущение на всю жизнь сохраняется в душе человека при хорошем воспитании и образовании. С детства у ребёнка формируется характер, который связывает его со своим народом и страной.
Понятие «патриотическое воспитание» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу.
Сегодня героизм понимается очень широко, поэтому ребенку далеко не всегда и не просто без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей, а где бессмысленная авантюра, где исторически сложившаяся традиция, а где новомодное подражание «загранице», где настоящие достоинства воина, а где простая попытка продемонстрировать личные физические данные, ложный героизм «крутых».
Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребенка от непосредственно его окружающего: прогулки в центре и за городом; рассказы об истории места, где живет семья, рассказы о предках, участвовавших, например, в боевых сражениях, трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.
Эффективными формами воспитания младшего школьника являются в этот период - беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему, посещение спектаклей. Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени.
Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая ребят к обязательному выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются воспитателем (школой), поощряя их активное участие в мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях.
Таким образом, патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит, направят ли воспитанники свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества, достойными гражданами своей страны.
Литература:
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – С. 17.