Конференции
2023-12-29 09:50 Июль 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Меншатова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
Свердловская область, город Дегтярск МАОУ " Средняя общеобразовательная школа № 16"

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – в наших руках – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Задача учителя стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по — своему» — вот что должны помнить учителя новой школы.

Анализ используемых педагогических технологий, форм организации образовательного процесса, методов и приемов, средств обучения.

Каждая педагогическая технология, каждая группа методов имеют свои возможности для формирования у обучающихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества. Удачно подобранные мною образовательные технологии обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного содержания. В моей деятельности определенное место занимает использование элементов различных технологий:

– информационных, проблемного обучения, тестовой и игровой технологии, технологии проектов, технологии групповых способов обучения; технологий, развивающих самооценку школьников;

– организация образовательного процесса в разных формах: традиционный урок, урок-тренинг, урок-практикум, игровой урок, и т.д.;

– применение на уроках цифровых образовательных ресурсов, интерактивного тестирования;

– вовлечение учащихся в различные виды интеллектуально – творческой деятельности.

Переплетая преподавание дисциплин начальной школы со всем многообразием знаний, мы не только обучаем предмету, но и учим получать от этого удовольствие. Способствует этому применение элементов проблемного обучения и технологии проектов.

Проблематизация – это не просто технология, это творчество, научная фантазия, эксперимент, исследование, личное открытие, чтение специальной литературы. Под руководством учителя ученик включается в поиск истины и достигает ее раскрытия собственными усилиями. Таким образом, ученик учится мыслить, овладевает способами умственных действий.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. Проблемная ситуация может быть поставлена как учителем, так и учеником. Считаю проблему, поднятую в течение урока учениками, наиболее значимой. Для этого планирую задания урока таким образом, чтобы во время урока такая проблема возникла. Учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, что у них обнаружена проблема. Начинается поисковый режим.

В результате ученик, анализируя проблему, сам отбирает данные, обрабатывает информацию, изучает результаты. Учитель в условиях поискового режима выступает лишь мотиватором и актуализатором внутренних возможностей учащегося, смыслов самостоятельной познавательной активности, основанной на интересе, успехе. Ученик видит цель своих действий, осознает необходимость в ее достижении, у него возникает внутренняя мотивация, что ведет к развитию учебных умений, приобретаются навыки творческого труда, формируются ключевые компетенции. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов. Уровень обученности по изученным темам оптимальный, коэффициент обученности составляет свыше 90%.

Таким образом, технология проблемного обучения способствует формированию и развитию базовых компетенций.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Актуальность технологии учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

В настоящее время метод проектов все чаще рассматривается как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Любой учебный проект имеет два значения:

для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Различают следующие виды проектов:

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности. Примерами таких проектов являются проекты по математике «Мой город в числах и величинах», по русскому языку «Пословицы и поговорки в нашей жизни», «Живая азбука», Рыцарь русского слова» по литературному чтению «Книга – лучший друг «Герои Носова- какие они?», по окружающему миру «Моя малая Родина», Растения- хищники», «По страницам детских журналов».

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. Примеры таких проектов «Моя семья в образе цветов», «По страницам детских журналов», «Мой домашний питомец», Сказка о букве ё», «Узоры и орнаменты на посуде»

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения. Примеры «Города России», «Санитары леса», «Мой любимый детский писатель», «Синонимы и антонимы», «Какие языки есть на свете?».

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Примеры «Собаки в нашей жизни», «Бумаге вторую жизнь», «Откуда берётся мусор».

Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

1 этап – мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирование деятельности:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, Главное отличие детей, способных принимать активное участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса.

Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги «Красная книга», «Мои домашние питомцы», «Как ухаживать за собакой», стенгазета «Мой город», «Собаки на войне». Оформили фотовыставку «Дегтярск глазами детей», «Мой город вчера, сегодня завтра. При работе над проектом «Школа кулинаров» составили примерное меню здорового питания на три дня, оформили информационный стенд в классе, провели беседу «Здоровое питание» в начальной школе. С проектом «Все профессии важны, все профессии нужны» приняли участие в общешкольном конкурсе проектов. Итоги наших проектов постоянно демонстрируются родителям на родительских собраниях, совместных праздниках.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу тестирование или анкетирование учащихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

По окончании работы над проектом обязательно проговариваем планы на будущее. Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

Роль родителей в проектной деятельности:

Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, я стремилась:

1. Учить младших школьников осмысленной организации коллективного творческого дела:

- видеть проблему (зачем мы это делаем?);

- использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- планировать конечный результат;

- знать способы достижения поставленной цели.

2. Работать в группах.

3. Пользоваться различными источниками информации и способами обработки.

4. Публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

Проблемное обучение и создание проектов требует информационной грамотности, как педагога, так и учеников.

Овладение информационными технологиями дало мне возможность использовать обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности Интернет, готовить мультимедийные презентации, в том числе для представления учебных проектов. С помощью компьютерных технологий сформированы базы контрольных, тестовых заданий.

Обучение с использованием информационных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным.

Открытость информационных систем, сотрудничество с сетевыми сообществами позволяют добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Модульность информационного материала дает возможность изменять любую компоненту системы (урока). Аудио - визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

ФГОС НОО определяет перечень требований к современной школе. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться при наличии информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Таким образом, всё актуальнее становится внедрение в ОУ цифровых образовательных ресурсов, включение сети Интернет, обеспечение средствами ИКТ, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, мотивировать детей на совместную работу и повышать качество достижения планируемых результатов.

Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Портфолио– это нечто большее, чем просто папка ученических работ: это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях. Поэтому конечную цель портфолио ученика начальной школы я вижу в доказательстве прогресса по результатам учебной и воспитательной деятельности.

Я считаю, что технология портфолио помогает мне решить следующие педагогические задачи:

– поддерживать высокую мотивацию школьников;

– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

– содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

В своей деятельности совместно учениками и родителями, начиная с первого класса, мы используем комбинированные варианты портфолио.

Разделы у каждого ученика могут быть свои, индивидуальные.

Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно оценочные средства. Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 1-4 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.

ФГОС НОО определяет перечень требований к современной школе. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться при наличии информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Таким образом, всё актуальнее становится внедрение в ОУ цифровых образовательных ресурсов, включение сети Интернет, обеспечение средствами ИКТ, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, мотивировать детей на совместную работу и повышать качество достижения планируемых результатов.

1.5. Опыт использования метода проектов во внеурочной деятельности

Метод проектов помимо уроков использовала во внеклассной работе. С 2013 года веду кружок «Учусь создавать проект», который представляет собой систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Данная программа составлена на основе программы Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Для работы я использую авторские тетради «Учусь создавать проект”, которые разработаны с 1 по 4 класс. Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

В начале каждого учебного года на первых классных часах включала проекты, организующие и мобилизующие коммуникативные и социальные возможности каждого младшего школьника – «Законы нашего класса», «Герб нашего класса». Проектными стали такие классные часы, как «Что в имени тебе моем», «Мое свободное время», «Достопримечательности города Дегтярска», «Мой прадед победитель» (см. приложение №5).

На занятиях кружка работала над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Для развития умения видеть проблемы использовала следующие упражнения:

· Продолжи неоконченный рассказ.

· Составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге).

· Опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли).

· Определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела).

· Назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Хочется отметить, что ученики, переходя в следующий класс, по-другому смотрели на одну и ту же проблему, предлагая более «взрослые» варианты решений.

Вслед за выявлением проблемы учила выдвигать гипотезы, т. е. строить предположения:

· Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, учила использовать в своей речи слова: предположим, допустим, возможно, может быть.

Следующим шагом было умение задавать вопросы:

· Задай вопрос, который поможет узнать новое о предмете.

· Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Для того, чтобы научиться определять понятие, я применяла относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различие (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение:

· Из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

· Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

Проводила упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

· Угадай пропавший предмет.

· Нарисуем изученную вещь по памяти.

· Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия.

· Задания с намеренно сделанными ошибками.

Учила проводить эксперименты – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это были реальные опыты с реальными предметами и их свойствами, использовала переносные устройства для определения температуры воздуха, воды.

На занятиях кружка ребята освоили компьютерную грамотность: изучили основы работы программы Word, познакомились с основными операциями в программе PowerPoint. Обучающиеся самостоятельно могли напечатать текстовый документ, создать таблицу, сделать презентации к проектам.

Кроме того, подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. К юбилею школы, обучающиеся выполнили проект «Школа №16 в судьбе моей семьи».

Готовясь к празднованию 70-летия Великой Победы, ребята приняли участие в творческом проекте - конкурс инсценированной песни. Учащиеся проявили смекалку в выборе костюмов, атрибутов для песни.

Проект «Мой город-юбиляр» заставил окунуться моих учеников в прошлое, узнать и сохранить в памяти историю нашего города, познакомиться со знаменитыми жителями нашего города. Этот проект был представлен на конференции «Ломоносовские чтения». Безденежных Яна ученица 2_б класса была награждена Дипломом МКУ «Центр развития образования» г. Ревда как призёр в номинации «Юный исследователь» окружной междисциплинарной олимпиады школьников «Ломоносовские чтения».

На внеурочной деятельности «Умники и умницы» мы знакомились с историей появления роботов и Яна вместе с мамой решили подготовить проект «Роботостроение своими руками».

Цель:

Через создание собственной модели робота проследить историю роботостроения и появления роботов в России, предположить, где мог бы принести пользу от применения собранный робот в реальной жизни.

При выполнении проекта были поставлены следующие задачи:

1. узнать историю появления роботов;

2. выяснить какие модели роботов существуют на российском рынке и изучить особенности развития национальной робототехники;

3. сделать прогноз о перспективах роботов

Безденежных Яна приняла участие в межтерриториальной научной–практической конференции «Одиссея Разума» г. Ревда с проектом «Роботостроение своими руками» и получила диплом 1 степени, на городской научно-практической конференции «Творим. Исследуем. Мыслим», награждена дипломом I степени.

Иван на кружке «Я познаю мир» заинтересовался удивительными растениями. Так возник его проект «Растения-хищники». В ходе проекта Иван провёл эксперимент по выращиванию хищного растения росянки в домашних условиях и получил интересные результаты. Проект был представлен на межтерриториальной научной –практической конференции «Одиссея Разума» и был награждён Дипломом 2 степени, на городской научно-практической конференции «Творим. Исследуем. Мыслим», награжден дипломом I степени.

Проект «Книга лучший друг» убедил учащихся и родителей, что книга и в наш век информационных технологий остаётся незаменимым помощником в нашей жизни и по-прежнему является лучшим подарком. В ходе проведенного исследования были выработаны рекомендации при выборе книги младшему школьнику, предложены приёмы и упражнения для выработки беглого чтения. Учащиеся представили проект на конференции «Ломоносовские чтения», награждены Диплом II степени в номинации защита групповых проектов.

Проект «Значение собак в нашей жизни» заставил ребят по-новому взглянуть на проблему брошенных животных в нашем городе. Цель проекта – узнать, какое место в жизни человека занимает собака.

В ходе проекта обучающиеся нашего класса встречались с профессиональным кинологом из Ревды, с зоозащитницей нашего города, побывали в ветеринарной клинике, разработали памятку «Мы в ответе за тех кого приручили», которая знакомит ребят с правилами безопасного поведения при встрече с бродячими животными, даёт советы тем, кто решил завести собаку, предлагает список книг об этих удивительных животных. Учащиеся представили свой проект на городской научно-практической конференции «Творим. Исследуем. Мыслим», награждены дипломом I степени, а также на межтерриториальной конференции «Одиссея разума»

Использование метода проектов помогает познавать мир, делать открытия, удивляться, совершать ошибки и учиться на них, приобретать необходимый опыт общения. Каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, а вместе мы делали одно дело: учили друг друга.