Высокова Н.В. УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ «ГРИБНАЯ ПОРА»
Тип: урок формирования новых знаний и умений.
Цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.
Задачи:
· создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов;
· уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;
· учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы поиску путей ее решения, способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
· способствовать формированию экологического поведения в лесу.
· обобщать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;
· осуществлять поиск нужной информации на рисунке;
· заполнять таблицу;
Обучающиеся получили возможность
· осуществлять поиск нужной информации, приведенной в виде таблицы.
Личностные:
· проявлять интерес к учебному материалу;
· соблюдать правила экологического поведения в лесу;
Обучающиеся получили возможность
· использовать на практике основные правила сбора грибов.
Методы обучения:
· словесные (беседа, фронтальный опрос);
· наглядные (презентация);
· проблемный;
· поисковые (частично-поисковые);
· исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
- Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- Кто догадался, о чем идет речь?
Как догадались?
2. Постановка учебной задачи.
- Определите тему нашего урока.
(Обучающиеся совместно с учителем формулируют тему урока, ставят цель).
-Правильно.
- Тема нашего урока: “Грибная пора”.
- Сегодня мы узнаем, к какой группе живых организмов относятся грибы. Будем учиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Проблемная ситуация.
- Какое общее название можно дать этим рисункам? (Корова, собака, муха, пчела, ромашка, крапива, щука, сом, гриб, голубь, дятел)
(Обучающиеся предлагают свои варианты. Объекты можно распределить на группы: растения, животные, насекомые, птицы.)
- У нас остался один рисунок. Что это?
(Гриб)
-К какой группе отнесем гриб?
(Сомнение вызывает гриб. Определяют круг своего «не знаю» на этом этапе урока.
Ребята делятся своими знаниями, возможно, и некоторым опытом.)
4. Открытие нового знания.
Знакомство с понятием «гриб».
– При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-зелёные рыжики. Вы были правы, что не смогли отнести гриб ни к одной группе живых организмов. Грибы - это не растение, ни птицы, ни животные, ни рыбы.
- Грибы – особый вид живых организмов.
- Как вы думаете, зачем люди собирают грибы? Кому еще нужны грибы?
- О чём надо помнить при сборе грибов? Давайте выделим правила сбора грибов.
- Вы совершенно правы. Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или срывать, осторожно покачивая из стороны в сторону или по кругу, главное – не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.
-Самое главное при сборе грибов помнить, что существуют съедобные и несъедобные грибы. Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. (Знакомство с таблицей "Съедобные и несъедобные грибы")
- Вспомните, когда вы ходили за грибами, какие из этих грибов встречались в нашей местности.
5. Физминутка (под музыку) "Грибочки" - Л. Некрасова
6. Первичное закрепление.
- Мы познакомились с грибами. Сейчас узнаем, кто же лучший грибник.
Игра «Самый лучший грибник».
- Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь и соотнесем с таблицей «Съедобные / несъедобные»
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик).
Под высокою сосною,
Где трухлявый пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первым найден… (боровик).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки).
Растут на опушке
Рыжие подружки.
Их зовут… (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички.
Осень в лес приносят летом
Золотистые… (лисички)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки.
(Мухомор)
Их обходим стороной –
Нам не надо ни одной!
Сами лезут на полянки
Эти бледные … (поганки).
-Молодцы.
-Ребята, в какое время года чаще всего собирают грибы? Правильно, осенью. Как вы думаете почему? (беседа об осени, название месяцев осени. Работа с таблицей сбора грибов. Дети определяют какие грибы встречаются летом, осенью, весной. Выделяем, что зимой сбора грибов - нет).
-Молодцы. Вы правы, осень настолько богата своими дарами. Давайте, вспомним, чем еще богата осень. (Ответы учащихся)
- Молодцы.
- Послушайте текст и скажите названия каких грибов вам встретится.
- Дети: подберезовик, подосиновик, белый гриб.
- Молодцы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с раздаточным материалом в группе.
-Ребята, у вас на столах пазлы. Вместе соберите пазл и соотнесите с таблицей, какой гриб у вас получился.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
(Дети выполняют задание под «Звуки леса», по окончании работы рассказывают по плану про гриб: 1. Название. 2. Съедобный или несъедобный.)
8.Рефлексия деятельности (итог)
- Что нового узнали о грибах?
- На столах смайлики. Покажите ваше настроение по окончании урока.
Библиографический список
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2018.
2. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы, 2010.
Сведения об авторе
Высокова Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.“, Россия, Тульская область, г. Донской.