Конференции
2023-07-03 16:32 Январь 2023

МНОГООБРАЗИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шинкаренко Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦРТДиЮ "Крылатый" г. Воронеж

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В наших программах мы неизменно пишем, что применяем те или иные педагогические технологии. Но давайте мы с вами начнем с начала, а именно с понятия «Технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (1)

Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (2)

Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций. (Б.В. Пальчевский, Л.С. Фридман) (3)

В своей педагогической деятельности мы набираем педагогический опыт, а в нем присутствуют педагогические технологии, которые могут быть авторскими и адаптированными. И в педагогических технологиях мы используем различные методики, которые помогают реализовать педагогическую технологию.

Во всем многообразии технологий нужно понимать, что это не универсальный инструмент. И невозможно одну и ту же технологию применить к разной деятельности.

Что необходимо учесть, заимствуя технологи?

1. Специфика направленности дополнительного образования, в рамках которой вы работаете. Далеко не все технологии можно применить ко всем направленностям, сохранив специфику.

2. Содержание программы, для реализации которых вы собираетесь применять технологию.

3. Условия, в которых вы работаете. Вплоть до материально-технического обеспечения. Все условия.

4. Возраст детей, с которыми вы работаете (не любая технология ляжет на возраст)

5. Ваш возможности. Можете ли вы работать с той интенсивностью, позволяют ли вам часы работы.

Любая технология не работает самостоятельно с помощью одних обучающихся, педагог является ключевым звеном

Обязательные составляющие (компоненты) педагогической технологии.

1. Название.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Результат.

5. Этапы реализации.

6. Деятельность педагога и обучающихся на каждом из них.

7. Условия, в которых эта деятельность развертывается.

8. Методики

9. Отдельные методы и приемы реализации.

Итак, какие технологии чаще всего применяются в системе дополнительного образования? Можно перечислить группы технологий:

Игровые технологии- самый популярный вид педагогических технологий, применимый ко всем возрастным группам.

Пример: дидактические игры, КВН, деловые, ролевые, имитация.

Коммуникативно-диалоговые технологии. К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся:

- Проблемная дискуссия.

- Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.

- Дискуссия-диалог.

- Межгрупповой диалог (например, «аквариумное обсуждение»)

- Дискуссия с игровым моделированием.

-Направленный диалог.

- Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция» т.п.

Технологии проблемного обучения. Постановка и решение проблемного вопроса. Проблема- разница между существующей ситуацией и желаемой. Умение мотивировать, самостоятельно ориентироваться в информации, формирование нешаблонного мышления.

Технология проектного обучения и исследовательской деятельности. Проект- временный, целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Универсальная методологическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Методики- мозговой штурм; метод фокальных объектов-позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов.

Пример применения МФО на практике: усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

1. Очки защищают от солнца, модный аксессуар.

2. Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.

3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

· солнечный, защитный, модный;

· раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;

· теплый, мягкий, деревенский.

Какие-то несуразные словосочетания. Но как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

· фонарик заряжается от солнца;

· используется украшение, например, в виде кулона;

· фонарик — мягкая игрушка;

· складной фонарик;

· с несколькими разноцветными фильтрами;

· с защитой от механических повреждений, противоударный.

Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).

Технология коллективно-творческой деятельности. Предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при котором все члены коллектива участвуют во всех этапах КТД.

Технология перспективно-опережающего обучения. Чтобы уменьшить объективную трудность в изучении материала, надо опережать его введения.

Технология разноуровнего и дифференцированного обучения (разделение целого на части, ступени) Условное деление группы на А, В, С и обучение каждого на уровне его возможностей, с учетом индивидуальных способностей.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии - это цветоттерапия, музыкотерапия, игротерапия, фитотерапия, песочная терапия, аромотерапия, витаминотерапия, физиотерапия, релаксация, психогимнастика, воздушные ванны, дыхательная гимнастика, закаливание, профилактика плоскостопия.

Информационные технологии (ИКТ) - ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Кейс – метод. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

· разбудить активность детей;

· вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

· подвести эту деятельность к процессу творчества;

· опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Главное мудро их использовать на благо нашей работы.

Список использованной литературы:

1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

2. Интернет-ресурс: https://studfile.net/preview/9251842/page:38/ (дата обращения 12.12.22)

3. Глоссарий: https://studbooks.net/2033169/pedagogika/glossariy (дата обращения 20.12.22)

4. ForPsy-информационный психологический ресурс

Источник: https://forpsy.ru/about_us/https://forpsy.ru/works/uchebnoe/kommunikativno-dialogovyie-tehnologii/ (дата обращения 25.12.22)