МНОГООБРАЗИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шинкаренко Юлия Сергеевна педагог дополнительного образования МБУДО ЦРТДиЮ "Крылатый" г. Воронеж
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В наших программах мы неизменно пишем, что применяем те или иные педагогические технологии. Но давайте мы с вами начнем с начала, а именно с понятия «Технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (1)
Есть множество определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (2)
Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций. (Б.В. Пальчевский, Л.С. Фридман) (3)
В своей педагогической деятельности мы набираем педагогический опыт, а в нем присутствуют педагогические технологии, которые могут быть авторскими и адаптированными. И в педагогических технологиях мы используем различные методики, которые помогают реализовать педагогическую технологию.
Во всем многообразии технологий нужно понимать, что это не универсальный инструмент. И невозможно одну и ту же технологию применить к разной деятельности.
Что необходимо учесть, заимствуя технологи?
1. Специфика направленности дополнительного образования, в рамках которой вы работаете. Далеко не все технологии можно применить ко всем направленностям, сохранив специфику.
2. Содержание программы, для реализации которых вы собираетесь применять технологию.
3. Условия, в которых вы работаете. Вплоть до материально-технического обеспечения. Все условия.
4. Возраст детей, с которыми вы работаете (не любая технология ляжет на возраст)
5. Ваш возможности. Можете ли вы работать с той интенсивностью, позволяют ли вам часы работы.
Любая технология не работает самостоятельно с помощью одних обучающихся, педагог является ключевым звеном
6. Деятельность педагога и обучающихся на каждом из них.
7. Условия, в которых эта деятельность развертывается.
8. Методики
9. Отдельные методы и приемы реализации.
Итак, какие технологии чаще всего применяются в системе дополнительного образования? Можно перечислить группы технологий:
Игровые технологии- самый популярный вид педагогических технологий, применимый ко всем возрастным группам.
Пример: дидактические игры, КВН, деловые, ролевые, имитация.
Коммуникативно-диалоговые технологии. К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся:
- Проблемная дискуссия.
- Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.
- Дискуссия-диалог.
- Межгрупповой диалог (например, «аквариумное обсуждение»)
- Дискуссия с игровым моделированием.
-Направленный диалог.
- Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция» т.п.
Технологии проблемного обучения. Постановка и решение проблемного вопроса. Проблема- разница между существующей ситуацией и желаемой. Умение мотивировать, самостоятельно ориентироваться в информации, формирование нешаблонного мышления.
Технология проектного обучения и исследовательской деятельности. Проект- временный, целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Универсальная методологическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Методики- мозговой штурм; метод фокальных объектов-позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов.
Пример применения МФО на практике: усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:
3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.
Теперь перенесем эти свойства на фонарик:
· солнечный, защитный, модный;
· раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;
· теплый, мягкий, деревенский.
Какие-то несуразные словосочетания. Но как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:
· фонарик заряжается от солнца;
· используется украшение, например, в виде кулона;
· фонарик — мягкая игрушка;
· складной фонарик;
· с несколькими разноцветными фильтрами;
· с защитой от механических повреждений, противоударный.
Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).
Технология коллективно-творческой деятельности. Предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при котором все члены коллектива участвуют во всех этапах КТД.
Технология перспективно-опережающего обучения. Чтобы уменьшить объективную трудность в изучении материала, надо опережать его введения.
Технология разноуровнего и дифференцированного обучения (разделение целого на части, ступени) Условное деление группы на А, В, С и обучение каждого на уровне его возможностей, с учетом индивидуальных способностей.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии - это цветоттерапия, музыкотерапия, игротерапия, фитотерапия, песочная терапия, аромотерапия, витаминотерапия, физиотерапия, релаксация, психогимнастика, воздушные ванны, дыхательная гимнастика, закаливание, профилактика плоскостопия.
Информационные технологии (ИКТ) - ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Кейс – метод. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
· разбудить активность детей;
· вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
· подвести эту деятельность к процессу творчества;
· опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Главное мудро их использовать на благо нашей работы.
Список использованной литературы:
1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.