Авхимович А.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Библиографическое описание: Авхимович А.П. Педагогический коучинг как инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии обучающихся начальной школы // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Введение
XXI век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.
Выступая перед молодежью, президент В.В. Путин сказал о том, что России «необходимы люди с новыми знаниями, новыми подходами, что называется, готовые к вызову. Таких людей призваны готовить все образовательные учреждения, начиная с самого раннего возраста. Педагогам необходимо научиться мотивировать личность на постановку серьезных жизненных целей, направленных в будущее и сосредоточенных на успехе в конечном результате. Это веяние времени. На это направлен и федеральный государственный образовательный стандарт, который требует от педагога умения применять новейшие технологии.
Многие технологии заимствуются из бизнеса, маркетинга. Одна из таких технологий – технология коучинга.
Педагогический коучинг— неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования.
Цель педагогического коучинга взаимодействовать таким образом, чтобы способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.
Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
В чём же заключается новшество? А в том, что весь процесс строится на основе личностно-ориентированных и персонифицированных технологий обучения.
В данном случае здесь подходит одно из определений коучинга – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. А именно, коучинг не учит, а помогает учиться.
Поэтому, главная задача коучинга в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуславливают изменения в подходах к процессу обучения, изменения позиции ученика и учителя. Известно, что в основе ФГОС начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает использование в работе исследовательского метода, интерактивные групповые формы и методы работы, проектная деятельность и т.д. Учителя начальных классов, должны не забывать об этом и стремиться к решению поставленных целей и задач через систему применения продуктивных методов обучения, чего в принципе от нас и требует ФГОС
Пояснительная записка
Коучинг – технология – метод общения, который вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс, стимулирует интерес и желание учиться.
В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).
Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку.
Коучинг как педагогический стиль– это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом
Актуальность коучинга для образования:
· Создание нового продукта
· Потребность в специалистах, отвечающих требованиям рынка
· Поддержание качества образования
· Поддержка педагога в его работе
· Новый эффективный стиль преподавания
· Отношения внутри коллектива
· Решение внутренних задач.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
— Индивидуальный подход
— Интерактивный подход
— Развитие, стимуляция интереса к обучению
— Повышение мотивации, осознанности
— Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
— Развитие новых компетенций у педагога
— Принятие личной ответственности
— Удовлетворенность результатами
— «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
— Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
Хотелось бы отметить, что использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:
• конфиденциальность
• честность
• доверие
• открытость
• прозрачность
• целостность
• искренность
• равенство
Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон, способствует формированию ключевых компетенций, составляющих основу умении учиться.
Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации.
Цель проекта: создать обучающимся начальной школы условия для обучения и индивидуально-личностного развития посредством использования технологии «коучинга».
Применение данной технологии как раз, на мой взгляд, позволяет удовлетворить современные требования ФГОС начального общего образования.
В начальной школе данная технология прекрасно действует на любом уроке и внеклассном занятии и является инструментом обучения и индивидуально-личностного развития.
Для достижения поставленной цели и решения проблемы выделены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретического состояния и практического опыта по вопросам коучинговой технологии.
2. Осуществить внедрение технологии коучинга в начальной школе.
3. Провести исследование, направленное на проверку влияния технологии коучинга на обучение и индивидуально-личностное развитие обучающихся начальной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения в начальных классах общеобразовательной школы в рамках коучингового подхода.
Предмет исследования: педагогический коучинг как инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии обучающихся начальной школы.
I. Технология педагогического коучинга.
Коучинг в начальной школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению поставленных задач.
Эти особенности коуч – технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в начальной школе составляют следующие основные принципы:
· ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;
· постановка задачи исходит от самого ученика;
· отношения между учителем – коучем и учеником представляют собой целенаправленный союз;
· продуктом совместной работы учителя - коуча и ученика являются деятельность и обучение.
Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:
— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств.
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Очень важно, чтобы ученик в совместной работе смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.
Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Учащимся начальной школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.
Особое внимание при проведении коучинга в начальной школе следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Любая деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда обучающийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
· Что именно мне необходимо достигнуть?
· Как это конкретно будет выглядеть?
· Зачем мне это нужно?
· Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
· Когда я готов начать этот процесс?
· Когда этот процесс завершится?
· Что конкретно мне следует делать?
· Какие возможны препятствия на моем пути?
Реализацию коучингового подхода в начальной школе можно считать образовательной технологией. Он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Как структура коуч-сессии связана с проектированием урока или воспитательного занятия в начальной школе? Любой урок или занятие мы тоже стараемся начать, установив доверительные отношения, затем определяем и проговариваем тему и цель. А затем, используя различные технологии, начинаем создавать опыт, используя возможности и ресурсы. При этом ценнее, когда обучающиеся добывают этот опыт самостоятельно. Подводя итог, мы проводим рефлексию (используя смайлики, светофор, жесты и т.п.).
Практические инструменты и техники педагогического коучинга
Для каждого из этапов процесса коучинга в арсенале учителя-коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Методы и техники коуч-подхода:
· Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
· Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
· Тоны голоса.
· Колесо развития
· Партнерское сотрудничество.
· Колесо жизненного баланса.
· Шкалирование (шкала развития)
· Линии времени.
· Метод планирования Гантта.
· Стратегия творчества У.Диснея.
· Мозговой штурм WORLD CAFE
Главный мой инструмент в работе с классом – «волшебные вопросы», т.е. открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, они выводят ребенка на размышления. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск ребенка, выводили его из тупиков – это сердце коучинга.
4 вопроса планирования
4 вопроса планирования в формате конечного результата:
- Чему вы хотели бы научиться сегодня?
- Как вы поймете, что достигли цели?
- Почему эта цель важна для вас?
- Какие шаги вы предпримете для достижения цели?
Колесо развития. Применение в индивидуальной и групповой работе.
Описание техники «Колесо развития» (применительно в начальной школе)
1. Колесо баланса строится на определенный период (урок, четверть, тематический период) – определите общую линию времени для изучения материала?
2. Из каких областей состоит данная тема? (Какие области важны для нас в этот временной период?)
3. Шкала удовлетворенности каждой областью знаний, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
4. По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
5. Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
6. И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
7. Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
8. Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?
9. (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую)
10. И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?
Например: Колесо развития «Подготовка класса к ВПР» (индивидуальная коуч-сессия с ребенком и родителем)
1 – Проверочные, диагностические работы;
1 – система повторения;
2 – работа на уроках;
3 - репетитор;
4 – индивидуальные беседы;
5 – работа с интернет-ресурсами;
6 – контроль базовых знаний;
7 - контроль общей подготовки.
Итак, мы определились, что мы хотим поговорить о проблеме «Подготовка ребенка к ВПР». О каком сроке идёт речь? (на 1- 2 учебную четверть)
Представьте, что этот срок уже прошел, и вы достигли этой цели. Как бы сверху посмотрите на свою цель. Какие моменты при подготовке к ВПР важны для вас? Давайте распределим их в колесо по областям. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
Если сдвинуть ее на один пункт, то, что изменится в каждой из областей? (Если выбранная область не двигает остальные, то нужно попробовать другую)
И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?
Шкалирование как инструмент самооценки и развития
Шкала 1-10
Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели.
Движение снизу вверх
1. Что для Вас 10?
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
4. А если еще на один балл?
5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.
Движение сверху вниз
1. Что для Вас 10?
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).
4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9?
5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?
6. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.
Линия времени как инструмент планирования
1. Определите цель по формату конечного результата
2. Определите время реализации цели
3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)
4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь.
5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование)
6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали?
7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?
Создание поддерживающей среды для достижения целей
Например:
III. Проектирование работы с классом с применением коучингового подхода
Мой 4 класс в большом мероприятии «Армейский калейдоскоп» отвечал за организацию конкурса военной песни.
Я собрала детей, поздравила их с открытым мероприятием и спросила, что они хотят получить от этого праздника.
«Ничего. Отдохнуть. Повеселиться. Радость. Хочу быть ведущим. Хочу, чтобы все нас хвалили и удивлялись, какой праздник мы устроили»
«А зачем вам это нужно? Что вы почувствуете, когда это получите?»
Оказалось, что ребята хотят почувствовать свою значимость, поднять собственную ценность.
«Каким вы хотите видеть наш праздник?»
«Весёлым. Крутым. Самым лучшим»
«А конкретно? Как украсим зал? Какие будут номера? Что ещё интересного можно придумать?»
И тут я уже не успевала записывать на доске предложения.
Когда дети выговорились, мы обсудили все идеи и выбрали самые оптимальные.
Уолт Дисней обнаружил, что продуктивный способ создания идей получается лучше, если его разделить на три фазы. Работу в этих фазах можно описать различными ролями: "Критика", "Мечтателя", "Реалиста".
Все три роли просто необходимы для грамотного творческого мышления.
-Мечтатель ставит задачу
-Критик исследуя задачу, проводит анализ и отбор идей
- Реалист разрабатывает тактику по реализации отобранной идеи
Самый простой способ - для каждой роли использовать своего цвета фломастер, для мечтателя - зеленый, для критика - черный, а реалиста - синий.
Чтобы не получилось, что дети и Вы замечтались, поможет еще один инструмент «Метод планирования Гантта». Это некая диаграмма, где четко видно какой этап работы в какое время должен быть воплощен. С учётом того, что большая часть людей является визуалами, диаграмма даёт возможность показать над чем следует работать, какие ресурсы применять в процессе и с какой скоростью выполнять те или иные задачи.
Можно построить линию времени. Данную линию можно с успехом применять при планировании различных мероприятий.
Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным – ставим своей цели конкретный срок исполнения. Когда я хочу достичь этой цели? Какой это будет год, месяц, день? И не забывайте, что цель, не определённая во времени, всего лишь мечта!
Через неделю мы обсуждали, как идёт подготовка. И тут нам очень помогло «Колесо баланса». Оцените от 1 до 10, на сколько вы сейчас приближены к своей цели. Оно позволило наглядно увидеть, что у нас почти готово, а где «слабое звено». Дети все данные ими самим себе задания выполнили
Оценочная шкала, линия времени, в сочетании с колесом баланса творят чудеса и позволяют проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбор нового направления и т.п.
После праздника – обязательный анализ.
-Что ценного вы получили для себя в процессе подготовки?
-Чему научились?
-Чему удивились?
- Что нового испытали и узнали о себе? Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале?
-А если бы нам сейчас снова надо было готовить подобный праздник, что бы вы сделали уже по-другому?»
Праздник удался на славу. Ребята ощущали себя взрослыми, самостоятельными людьми. А это и была наша цель – помочь ребёнку стать эффективным, умеющим решать стоящие перед ним задачи, находить новые ресурсы для развития.
Технология коучинга работает на развитие различных компетенций учащихся контроля, коррекции, оценки, рефлексии. Мне особенно нравится, как развивается умение анализировать.
Основные базовые этапы коучинга: (т.е. этапы достижения цели)
- постановка цели («Чего ты хочешь?»),
-проверка реальности, т.е. анализ текущей ситуации («Что происходит?»)
- выстраивание путей достижения (наработка вариантов — «Что нужно сделать?»),
- достижение (этап воли) – (реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»).
Привели идеи, разобрали все плюсы и минусы, оценили возможности, совершили выбор и получили результат!
Классным руководителем коучинг может применяться в различных вариантах. Например, классный час может проводиться в форме коуч-сессии, либо это будет индивидуальный разговор с конкретным ребенком. Несколько эффективных вопросов, заданных буквально на ходу и ребенок позитивно настроен на занятие, а значит, готов воспринимать и анализировать информацию, а так же получить от самой работы удовлетворение.
Я рассмотрела всего несколько способов применения коучингового подхода для результативной воспитательной работы классного коллектива. А ведь можно много коучинговых инструментов повернуть в русло школьной образовательной деятельности, т.к. они очень хорошо вписываются в концепцию ФГОС (Приложение 4).
Осуществляя постоянный контроль над процессом формирования умения учиться предлагаю поработать с колесом развития перед выполнением тестов, самостоятельных заданий. Дети прекрасно справлялись с предложенными заданиями, у каждого наблюдалась своя траектория развития. Следует отметить, что каждый ребенок тем самым продвигался вперед к индивидуально намеченной цели своего развития и воспринимал свой результат с правильным психологическим настроем.
Заключение
Потребность в использовании коучингового подхода в начальной школе достаточно очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, для успешного перехода в звено основной школы. Но они, к сожалению, не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Коучинг в начальной школе ориентирован на формирование УУД учеников. Новый подход к обучению при применении коуч-технологии заключается в следующем:
- Фокус в сложных ситуациях не на проблему, а на решение;
- Развитие и обучение с акцентом не на недостатки, а на сильные стороны;
- Обучение не на ошибках, а на успехе;
- Ориентир не на то, что было, а на то что может быть в будущем;
- Педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Предметом работы учителя являются создание ситуации, когда у учащегося возникает желание учиться и получать знания. Отношения между учителем и учеником должны быть направлены исключительно на решение этих задач. Поэтому применение этой технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать других, задавать правильные вопросы, которые зачастую, гораздо важнее умения отдавать
прямые и четкие указания. Для этого учитель должен владеть умением формулировать и задавать вопросы:
- отражающие активное слушание и понимание взгляда ученика;
- провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям);
- открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;
- продвигающие ученика по направлению к желаемому, а не требующие от него находить доказательства или оглядываться назад.
Благодаря применению коуч-техник растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке и во внеклассной работе способствует следующему:
- складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»
- выслушиваются различные точки зрения;
- растет вера в то, что все получится;
- работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.
Поэтому главная задача обучения и развития состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Результативность
Я начала использовать эту технологию при работе с детьми начальной школы в 2017г. По результатам непрерывной работы с использованием данной технологии мне удалось вовлечь не только детей всего класса в активную работу, но и привлечь внимание родителей, о чем свидетельствует стабильность результатов обучения за 2017-2020 уч.г
По результатам контрольных и проверочных работ, результатам участия детей в олимпиадах и конкурсах стабильность положительной динамики при формировании умения учиться у детей подтверждена.
На сайте «Инфоурок» были опубликованы методические рекомендации «Организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием коучингового подхода в рамках реализации требований ФГОС»
В 2019 году познакомила учителей начальных классов с технологией коучинга. В октябре 2020 года я приняла участие в районном семинаре для учителей начальных классов, где не только познакомила учителей с понятием коучинга, но и показала на практике результативность применения этой технологии. Вниманию коллег был представлен фрагмент классного часа с применением коучингового подхода. (Приложение 3).
В рамках городской конкурс «Классный руководитель года» представила TED выступление «Элементы коучинга в работе учителя»
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6 октября 2009 г. N 373.
4. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
5. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.
6. Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
7. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
8. Глазырина С.Н., учитель математики МКОУ Подовинновской СОШ «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»