Белова О.В., Селиванова Т.Н. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ, И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?»
Библиографическое описание: Белова О.В., Селиванова Т.Н. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ, И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?» // Современная начальная школа. 2023. № 9 (52). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/52.pdf.
Тема занятия:Что такое деньги, и какие они бывают?
Целевая группа: учащиеся 3 класса.
Цель занятия: создать условия для закрепления изученного материала и рефлексивного осмысления учащимися результатов изучения первой части курса Ю. Корлюгова
«Финансовая грамотность» по теме «Что такое деньги, и какие они бывают?».
Планируемые результаты:
Сформированность понятий:
Обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги (монеты), купюры (банкноты).
Сформированность предметных умений:
Умение решать задачи с элементарными денежными расчётами;
Понимание основных финансовых терминов.
Сформированность установок:
Понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, умение слушать собеседника, вести диалог);
Личностные (проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний);
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения цели).
Чистые листы для черновиков, таблички для работы на станции № 2, листы с заданиями-шифровками для работы на станции № 6, листы «Лесенка успеха».
План занятия
1 этап - Организационно-мотивационный этап (2 мин.)
- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня мы с вами проведём квест-игру, где вам предстоит решить головоломки, разгадать ребусы, применить математические знания при решении финансовых задач. Вы совершите путешествие по 7 станциям. На каждой из них у вас будет не более 5 минут на размышление. За правильное выполнение задания вы получите один фрагмент пазла. Собрав все 7 фрагментов, вы узнаете главный секрет нашей игры.
- Какие качества нужны человеку, чтобы правильно выполнить задание? (внимание, усидчивость, старание, терпеливость, трудолюбие)
- Сегодня вы будете работать в группах. Перед занятием вы поделились на группы по 4 человека.
2 этап - Этап актуализации знаний (2 мин.)
- Ребята, давайте вспомним, какие понятия нам встречались при изучении первой части курса финансовой грамотности? Я буду загадывать загадки, вам нужно их отгадать.
1. В жизни всё, что продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (товар)
2. На товаре быть должна
Обязательно… (цена)
3. За них взамен хоть что бери,
Кроме чести и любви (деньги)
4. Мала, кругла, покатна,
Как убежит, не догонишь (монета)
5. Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
Я тяжёлый, полновесный (рубль)
6. В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся … (грош)
7. Назови-ка не одну,
А три копейки в старину (алтын)
3 этап - Основной этап (проведение квест-игры) (30 мин.)
Станция 1. «Долг платежом красен»
- Очень давно в древние времена деньги не существовали, и люди, жившие в племенах, обменивались товаром: продуктами, животными, вещами. Например, 1 топор можно было обменять на 10 стрел, или на 2 копья, или на 2 горшка, или на 1 овцу. 10 стрел, соответственно, на 1 топор, или на 2 копья, или на 2 горшка и т. д.
- Вашему племени гончаров для защиты необходимо 15 копий и 30 стрел. Сейчас у вас 16 готовых для обмена горшков. Сколько горшков нужно ещё изготовить, чтоб совершить обмен?
Станция 2. «Деньги - гости, то нет, то горсти»
- Шли годы. Люди стали путешествовать. Они привозили свои товары для продажи, а для покупки чужих товаров свои деньги. И тогда выяснилось, что их деньги в других местах не ценятся. Для того чтобы обмен был выгодным для всех, люди стали искать товар, который ценился бы повсюду. Больше всего для этого подошли драгоценные металлы - золото и серебро. Из них и стали отливать первые монеты. Затем монеты отливали из бронзы, меди и чугуна.
- Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания, и вы узнаете, в какой небольшой стране была выпущена одна из самых маленьких в мире золотых монет. Она имеет форму клевера с четырьмя листочками, который очень редко встречается и, говорят, приносит удачу. (Палау)
А 34 · 2 – 10 =?
У 2 · (9 · 4) =?
П 28: 7 + 20 =?
А (87 – 27): 2 =?
Л 39 + 5 · 3 =?
Станция 3. «Копейка рубль бережёт»
- Носить металлические деньги было очень неудобно. Поэтому вскоре в Китае были выпущены государством первые бумажные деньги. Их назвали «летающие деньги», потому что они были гораздо легче металлических. Перед вами ребус слова «деньги».
А как ещё называют деньги? Узнайте, разгадав следующие ребусы. (деньги, банкнота, купюра).
Станция 4. «Плакали наши денежки»
- В старину монеты не имели средств защиты. Края монет были ровные. Этим пользовались жулики, они немного обрезали монету. На вид монета оставалась такой же, только кружочек становился чуть меньше. Сразу и не заметишь разницу. Мошенники из обрезанной стружки отливали новые монеты. А «похудевшие» монеты выдавали за подлинные.
- Помогите купцу найти фальшивую монету, решив задачу.
Есть 12 монет, одна из которых фальшивая. При этом известно, что она легче подлинных. В вашем распоряжении чашечные весы без гирь, как в аптеке. Нужно за три взвешивания найти фальшивую монету.
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад,
(изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад,
(дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть,
(повороты головой)
Как же клад нам разделить?
(руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
Станция 5. «Не в деньгах счастье»
- Представьте, что вы попали на ярмарку, где продаётся всё на свете. Но вы должны назвать только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.
Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы отвечаете: «Но не сон».
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (по очереди каждая группа):
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
–за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)
Станция 6. «Денежка без ног, а весь свет обойдёт»
- Много пословиц составил народ о деньгах. Одна из пословиц спрятана в этой шифровке. Найдите и прочитайте её. (Домашняя копейка рубль бережёт)
-Со временем возникновения денег люди выражали своё отношение к ним в пословицах, сказках. Эти произведения содержат глубокий нравственный смысл и несут в себе поучительный элемент.
- Отгадайте следующие сказки. Какой финансовый урок они преподносят?
1. Начиналось всё с везения – «она по полю пошла, она денежку нашла». Потом счастливица решила инвестировать. Выбор на первый взгляд – странный, ведь покупать самовар на последние деньги – не логично. Однако в итоге она приобрела гораздо больше – весёлый праздник. Простоватая героиня на деле оказалась прозорливой дамой.
(«Муха-Цокотуха»)
Вывод: Щедрая рука много получит.
2. Деревянный мальчик оказался не таким дальновидным, как муха. Он был очень доверчивый, и стал жертвой мошеннической схемы.
(«Золотой ключик или приключения Буратино»)
Вывод: Доверять – хорошо, слишком доверять – опасно.
3. Старик-рыбак вместе с неводом вытягивает из моря золотую рыбку, которая за собственную свободу обещает ему исполнение любых желаний. Но старику не нужно было. Жадность обуяла его супругу, которая хотела всё больше и больше. Но в итоге рыбка устала выполнять растущие желания старухи и оставила её ни с чем.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Вывод: Жадность – всякому горю начало.
4. Герои строят домики из соломы, хвороста и камня, чтобы защититься от волка и холодов. В сюжете речь не идёт напрямую о деньгах, но он весьма поучительный.
(«Три поросёнка»)
Вывод: Не то дорого, что сделано, а то дорого, что хорошего качества.
5. Типичный представитель духовной власти на Руси нанимает на работу простого мужика – усердного трудягу («ел за четверых, работал за семерых») за символическую плату. Но работник оказался сметливым, а расплата не в пользу работодателя.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Вывод: Поскупился на гривну – потерял рубль.
6. Ещё один поп предлагает девушке круглосуточную пожизненную кабалу за гроши и искренне верит, что работа пустяковая, и у девушки будет время спать-отдыхать.
(«Как поп работницу нанимал»)
Вывод: На всякую дурость ум найдётся.
4 этап - Этап подведения итогов (4 мин.)
- Ребята, что помогла вам понять игра? Какие задания вам больше всего понравились?
- Сложите фрагменты пазла. Что получилось?
- Это и есть секрет нашей игры. Вы сложили картинку с изображением необычной монеты. Называется она «Уральская сова». В 2007 году национальный банк Монголии начал выпускать коллекционные монеты с изображением животных, находящихся на грани вымирания. На монете 2011 года изображена Уральская сова с глазами из тёмных кристаллов Сваровски.
5 этап - Оценочно-рефлексивный этап (2 мин.)
-Перед вами «Лесенка успеха». Каждый из вас пусть оценит свою работу.
- Я хочу закончить занятие словами: «Богатый человек – это не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть доброе сердце».
Ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: