Публикации
2023-11-24 10:50 2023

Белова О.В., Селиванова Т.Н. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ, И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?»

Библиографическое описание:
Белова О.В., Селиванова Т.Н. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ, И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?» // Современная начальная школа. 2023. № 9 (52). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/52.pdf.

Тема занятия: Что такое деньги, и какие они бывают?

Целевая группа: учащиеся 3 класса.

Цель занятия: создать условия для закрепления изученного материала и рефлексивного осмысления учащимися результатов изучения первой части курса Ю. Корлюгова

«Финансовая грамотность» по теме «Что такое деньги, и какие они бывают?».

Планируемые результаты:

Сформированность понятий:

Обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги (монеты), купюры (банкноты).

Сформированность предметных умений:

Умение решать задачи с элементарными денежными расчётами;

Понимание основных финансовых терминов.

Сформированность установок:

Понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.

Понимание, освоение, овладение компетенцией:

Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, умение слушать собеседника, вести диалог);

Личностные (проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний);

Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения цели).

Базовые технологии: информационно-коммуникационные технологии, квест-технология.

Средства обучения:

А) Технические:

Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Б) Дидактический материал:

Чистые листы для черновиков, таблички для работы на станции № 2, листы с заданиями-шифровками для работы на станции № 6, листы «Лесенка успеха».

План занятия

1 этап - Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

- В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Сегодня мы с вами проведём квест-игру, где вам предстоит решить головоломки, разгадать ребусы, применить математические знания при решении финансовых задач. Вы совершите путешествие по 7 станциям. На каждой из них у вас будет не более 5 минут на размышление. За правильное выполнение задания вы получите один фрагмент пазла. Собрав все 7 фрагментов, вы узнаете главный секрет нашей игры.

- Какие качества нужны человеку, чтобы правильно выполнить задание? (внимание, усидчивость, старание, терпеливость, трудолюбие)

- Сегодня вы будете работать в группах. Перед занятием вы поделились на группы по 4 человека.

2 этап - Этап актуализации знаний (2 мин.)

- Ребята, давайте вспомним, какие понятия нам встречались при изучении первой части курса финансовой грамотности? Я буду загадывать загадки, вам нужно их отгадать.

1. В жизни всё, что продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар)

2. На товаре быть должна

Обязательно… (цена)

3. За них взамен хоть что бери,

Кроме чести и любви (деньги)

4. Мала, кругла, покатна,

Как убежит, не догонишь (монета)

5. Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

Я тяжёлый, полновесный (рубль)

6. В наши дни не встретишь эту

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся … (грош)

7. Назови-ка не одну,

А три копейки в старину (алтын)

3 этап - Основной этап (проведение квест-игры) (30 мин.)

Станция 1. «Долг платежом красен»

- Очень давно в древние времена деньги не существовали, и люди, жившие в племенах, обменивались товаром: продуктами, животными, вещами. Например, 1 топор можно было обменять на 10 стрел, или на 2 копья, или на 2 горшка, или на 1 овцу. 10 стрел, соответственно, на 1 топор, или на 2 копья, или на 2 горшка и т. д.

- Вашему племени гончаров для защиты необходимо 15 копий и 30 стрел. Сейчас у вас 16 готовых для обмена горшков. Сколько горшков нужно ещё изготовить, чтоб совершить обмен?

Станция 2. «Деньги - гости, то нет, то горсти»

- Шли годы. Люди стали путешествовать. Они привозили свои товары для продажи, а для покупки чужих товаров свои деньги. И тогда выяснилось, что их деньги в других местах не ценятся. Для того чтобы обмен был выгодным для всех, люди стали искать товар, который ценился бы повсюду. Больше всего для этого подошли драгоценные металлы - золото и серебро. Из них и стали отливать первые монеты. Затем монеты отливали из бронзы, меди и чугуна.

- Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания, и вы узнаете, в какой небольшой стране была выпущена одна из самых маленьких в мире золотых монет. Она имеет форму клевера с четырьмя листочками, который очень редко встречается и, говорят, приносит удачу. (Палау)

А 34 · 2 – 10 =?

У 2 · (9 · 4) =?

П 28: 7 + 20 =?

А (87 – 27): 2 =?

Л 39 + 5 · 3 =?

Станция 3. «Копейка рубль бережёт»

- Носить металлические деньги было очень неудобно. Поэтому вскоре в Китае были выпущены государством первые бумажные деньги. Их назвали «летающие деньги», потому что они были гораздо легче металлических. Перед вами ребус слова «деньги».

А как ещё называют деньги? Узнайте, разгадав следующие ребусы. (деньги, банкнота, купюра).



Станция 4. «Плакали наши денежки»

- В старину монеты не имели средств защиты. Края монет были ровные. Этим пользовались жулики, они немного обрезали монету. На вид монета оставалась такой же, только кружочек становился чуть меньше. Сразу и не заметишь разницу. Мошенники из обрезанной стружки отливали новые монеты. А «похудевшие» монеты выдавали за подлинные.

- Помогите купцу найти фальшивую монету, решив задачу.

Есть 12 монет, одна из которых фальшивая. При этом известно, что она легче подлинных. В вашем распоряжении чашечные весы без гирь, как в аптеке. Нужно за три взвешивания найти фальшивую монету.

Физкультурная минутка:

Мы нашли богатый клад,

(изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад,

(дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть,

(повороты головой)

Как же клад нам разделить?

(руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Станция 5. «Не в деньгах счастье»

- Представьте, что вы попали на ярмарку, где продаётся всё на свете. Но вы должны назвать только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.

Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы отвечаете: «Но не сон».

Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (по очереди каждая группа):

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

–за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)

Станция 6. «Денежка без ног, а весь свет обойдёт»

- Много пословиц составил народ о деньгах. Одна из пословиц спрятана в этой шифровке. Найдите и прочитайте её. (Домашняя копейка рубль бережёт)

45$Д6^\\@#%О#$%6М5fflgjgo#$Аk@#%^% (*Ш689*&Н:"^&&Я*$%jhehy@Я$%65t 5К6&7ty&*j^&*&&О* (66235hПdn$$g666dh18j@i$lkjgoЕgfklЙ@45765&&^544К26!@ @#nmfkir!@А455tdgРhsfwt6^%%$^*^^*76hheУt74hgakdy747ghБd5&%%&65wggx68Л8bdkk8Ь38gzgzg735Б357c8RDR^6Е64g4ggdcРncu!@##45252ffЕdg377Ж7@#%&&&$%^6625Ё2685643889##6%%Т4

Станция 7. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

-Со временем возникновения денег люди выражали своё отношение к ним в пословицах, сказках. Эти произведения содержат глубокий нравственный смысл и несут в себе поучительный элемент.

- Отгадайте следующие сказки. Какой финансовый урок они преподносят?

1. Начиналось всё с везения – «она по полю пошла, она денежку нашла». Потом счастливица решила инвестировать. Выбор на первый взгляд – странный, ведь покупать самовар на последние деньги – не логично. Однако в итоге она приобрела гораздо больше – весёлый праздник. Простоватая героиня на деле оказалась прозорливой дамой.

(«Муха-Цокотуха»)

Вывод: Щедрая рука много получит.

2. Деревянный мальчик оказался не таким дальновидным, как муха. Он был очень доверчивый, и стал жертвой мошеннической схемы.

(«Золотой ключик или приключения Буратино»)

Вывод: Доверять – хорошо, слишком доверять – опасно.

3. Старик-рыбак вместе с неводом вытягивает из моря золотую рыбку, которая за собственную свободу обещает ему исполнение любых желаний. Но старику не нужно было. Жадность обуяла его супругу, которая хотела всё больше и больше. Но в итоге рыбка устала выполнять растущие желания старухи и оставила её ни с чем.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вывод: Жадность – всякому горю начало.

4. Герои строят домики из соломы, хвороста и камня, чтобы защититься от волка и холодов. В сюжете речь не идёт напрямую о деньгах, но он весьма поучительный.

(«Три поросёнка»)

Вывод: Не то дорого, что сделано, а то дорого, что хорошего качества.

5. Типичный представитель духовной власти на Руси нанимает на работу простого мужика – усердного трудягу («ел за четверых, работал за семерых») за символическую плату. Но работник оказался сметливым, а расплата не в пользу работодателя.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Вывод: Поскупился на гривну – потерял рубль.

6. Ещё один поп предлагает девушке круглосуточную пожизненную кабалу за гроши и искренне верит, что работа пустяковая, и у девушки будет время спать-отдыхать.

(«Как поп работницу нанимал»)

Вывод: На всякую дурость ум найдётся.

4 этап - Этап подведения итогов (4 мин.)



- Ребята, что помогла вам понять игра? Какие задания вам больше всего понравились?

- Сложите фрагменты пазла. Что получилось?

- Это и есть секрет нашей игры. Вы сложили картинку с изображением необычной монеты. Называется она «Уральская сова». В 2007 году национальный банк Монголии начал выпускать коллекционные монеты с изображением животных, находящихся на грани вымирания. На монете 2011 года изображена Уральская сова с глазами из тёмных кристаллов Сваровски.

5 этап - Оценочно-рефлексивный этап (2 мин.)

-Перед вами «Лесенка успеха». Каждый из вас пусть оценит свою работу.

- Я хочу закончить занятие словами: «Богатый человек – это не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть доброе сердце».

Ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. Сайт https://fmc.hse.ru/

2. Корпорация Российский учебник https://rosuchebnik.ru/material/finansovaya-gramotnost-v-nachalnoy-shkole/