Конференции
2023-12-29 09:33 Июль 2023

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Маскина Ольга Николаевна
учитель-логопед
Якунина Ирина Вячеславовна
заведующий
Анисимова Ксения Игоревна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 4 "Ладушки" г. Шумерля Чувашской Республики

Современная система дошкольного образования детей ориентирована на единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах дошкольника, семьи, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития воспитанника.

Возникает необходимость интенсификации педагогического процесса, поисках новых эффективных средств и способов реализации требуемых результатов. Среди множества технологий и методик воспитания и обучения актуальным становится применение игровых методик по развитию речи у дошкольников.

Привлечение игры в процесс обучения не является чем- то новым. К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный однообразный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он отмечал «…для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением». Игровые технологии сегодня используются не только учителями-логопедами, но и педагогами ДОУ в формате «гейм-игр». Что же такое «геймификация»?

Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном, программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения и мотивации обучающихся.

С чем связан рост популярности этих гейм-технологий? Любой ребёнок, даже дошкольник, попав в привычную для себя среду, больше интересуется информацией. Собственный опыт или путешествия с любимыми героями всегда нагляднее и интереснее, нежели устная речь педагога. Компьютерные игры позволяют визуализировать сделать интереснее образовательный процесс по развитию связной речи дошкольников.

Игра для дошкольников становится ведущей в психическом развитии ребёнка. В игровой ситуации развивается воображение, формируется новый уровень обобщения, создаются условия для запоминания и припоминания, активно развивается его речь. Подбирая развивающую «гейм-игру», педагог, прежде всего, оценивает, чем конкретно он будет заниматься. Игровые задания, предложенные в «гейм-игре» направлены на последовательное закрепление понятий и представлений о звуке [Л] и букве, развитие фонематического восприятия, внимания, мышления, умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы педагога. Постепенное расширение объёма словаря позволяет формировать слоговую структуру слова, построению фразы, её грамматическому и интонационному оформлению.

Детям предлагаются для развития речи следующие речевые игры:

1. Игра «Помоги Джерри навести порядок»

Цель игры: автоматизация звука Ж в словах.

2. Игра «Путешествие рыбки»

Цель игры: автоматизация звука Р в словах, развитие слухового внимания.

3. Игра «Разгадай ребус»

Цель игры: активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.

4. Чистоговорки «Запомни и повтори»

Цель игры: развитие фонематического слуха.

Задачи: автоматизировать звуки, развивать темп, ритм, интонационную выразительность речи (запомнить строчку чистоговорки и повторить, выделяя голосом нужный звук).

5. Игра «Живое-неживое»

Цель игры: дифференциация ж и ш.

6. Игра «Где сидит кот?»

Цель игры: упражнять в правильном употреблении предлогов.

При использовании на занятиях речевых «Гейм-игр» и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом.

Таким образом, речевые игры у дошкольников формируют все качества, необходимые для успешного обучения в школе.