ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПРАЗДНИК В МОЕМ ДОМЕ»
Киселева Ирина Викторовна педагог дополнительного образования Колпакова Апполинария Ивановна педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ, г. Северодвинск
Дополнительная общеразвивающая программа «Праздник в моем доме» имеет художественную направленность. Содержание программы направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры и освоение навыков практической деятельности через знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, видами декоративно-прикладного искусства. Уровень программы – стартовый.
Программа создана по поручению образовательного учреждения, составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства, трудового обучения и реализуется в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ:
1. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Программа реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска по принципу сетевого партнерства с дошкольными образовательными организациями, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Актуальность программы определяется тем, что память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории своей родины, обычаев и традиций Русского Севера с практическими навыками в различных видах декоративно-прикладного творчества. Эмоциональная сфера и историческая память детей получают постепенное развитие через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи и бисероплетении. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой и сельским бытом и предусматривает разделы: «Изобразительная деятельность» и «Технология работы с бисером».
Цель: приобщение детей 6-7 лет к истокам русской северной народной культуры, её наследию посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомство обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями;
- знакомство с языком символических образов народного декоративного искусства;
- расширение представлений о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;
- обучение умению выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (росписей Северной Двины, каргопольской игрушки, вологодского кружева, резьбы по дереву, холмогорской резьбы по кости и др.);
- обучение умению видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
2. Развивающие:
- развитие навыков изобразительного творчества, любознательности, воображения;
- формирование эстетического вкуса;
- формирование умения применять полученные знания в собственном творчестве;
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к историческому прошлому своей родины;
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.
Отличительной особенностью программы является то, что она является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений - дошкольного образования и дополнительного образования. Такой подход в реализации программы позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
Обучение по программе позволяет детям обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению детского коллектива. Обучающиеся учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, иллюстрации.
Региональный компонент в программе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера).
Возраст детей, участвующих в реализации программы: старшие дошкольники 6-7 лет
Характеристика детей, участвующих в реализации программы.
Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. В ходе занятий производится визуальное отслеживание уровня подготовки детей.
Срок реализации программы – 1 год, количество учебных недель – 42, количество учебных часов - 84 часа.
Основные формы проведения занятий: комбинированные и практические учебные занятия, игры, выставки творческих работ.
На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики, упражнения для глаз, развитие речи, «веселые переменки». С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры. Эти задания способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, служат для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики.
Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха, что соответствует потребностям развития детей старшего дошкольного возраста.
В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Режим занятий: группа занимается 1 раз в неделю по 2 учебных часа с обязательным 10-минутным перерывом.
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
Ожидаемые результаты
Форма проверки
Знает:
- основы композиции;
- правила подготовки рабочего места;
- приемы работы кистью;
- правила смешивания красок;
- технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;
- технологию работы с бисером;
- приемы плетения;
- роль красоты и качества материалов, форм, узоров, конструкций в создании разнообразных предметов и вещей;
- виды орнамента и способы его построения;
- основные сведения о народных художественных промыслах России;
- применяемые инструменты и материалы;
- правила охраны труда.
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Тестирование в форме игровых заданий
Умеет:
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
- цветом передавать пространственные планы;
- передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
- читать схемы, работать по схемам;
- бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособления
Наблюдение на занятиях.
Приемка и оценка практической работы.
Применяет:
- полученные знания по цветоведению и композиции в своих работах;
- умения доводить работу до конца, применяя навыки самоанализа, самоконтроля.
Выставка работ, обсуждение
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
В качестве текущего и итогового контроля над эффективностью занятий по программе проводятся следующие мероприятия: конкурсно-игровые программы, выставки, праздники, диагностики, контрольные срезы, тестирования.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
всего
теория
практика
1
Организационное занятие
2
1
1
2
«Радуга ремесел»
2
1
1
3
«Вальс осенних листьев»
2
1
1
4
«Двор - что город, изба - что терем»
4
1
3
5
«Покров – конец хороводам»
4
1
3
6
«Трофимовские посиделки»
4
1
3
7
«Подарки для любимых»
2
1
1
8
День рождения Деда Мороза
4
1
3
9
Под крылом Архангела Михаила
2
1
1
10
Рождество на Русском Севере
4
1
3
11
История новогодних игрушек
2
1
1
12
Подарок рождественской елке
2
1
1
13
Святки – Колядки
2
1
1
14
В гостях у кудесницы
2
1
1
15
Север–край былин и песен
4
1
3
16
«Всякому мила своя сторона
4
1
3
17
«Богатыри всея Руси»
2
1
1
18
«Родной дом»
2
1
1
19
«Душа ль моя – Масленица»
2
1
1
20
«Прощеное воскресенье»
2
1
1
21
«Солнцеворот»
2
1
1
22
«Благовещенье»
2
1
1
23
«Емелина неделя»
6
1
3
24
«Сказочные персонажи»
2
1
1
25
«Вербное воскресенье»
2
1
1
26
«Пасхальные традиции»
2
1
1
27
«Дорога к Победе»
2
1
1
28
«Красная горка»
2
1
1
29
«Троица»
2
1
1
30
«Сказочные вензеля»
2
1
1
31
«Летнее настроение»
2
1
1
32
«Необыкновенный букет»
2
1
1
33
Итоговое занятие «Веселая ярмарка»
2
1
3
Итого:
84
33
51
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного освоения содержания программы и получения запланированного результата необходимо создать определённые условия для работы и обеспечить деятельность детей нужными материалами и инструментами.
Материально-техническое обеспечение:
Оснащение кабинета:
столы рабочие, стулья;
шкафы (для хранения материалов, инструментов, выполненных работ; для хранения литературы, образцов, наглядных пособий и др.)
доска школьная;
ткани (без рисунка) для драпировок в натюрмортах;
настенная магнитная доска;
натюрмортный столик;
рабочие стенды с информацией и образцами работ;
мультимедийная и оргтехника.
Инструменты и материалы:
- ножницы
- кусачки
- линейки
- иглы для бисера
- и танки для ткачества.
- проволока медная для бисера разных цветов и толщины.
- леска для бисера.
- нитки для ткачества бисером.
- формы для оплетения.
- застёжки, заготовки для брошек, швензы, замки для браслетов.
- гуашевые, акварельные и темперные краски;
- восковые карандаши, мелки;
- пастель;
- гелевые ручки;
- кисти из синтетики, белки, колонка и щетины (как круглые, так и плоские);
- карандаши графитные от ТМ до 3М.;
- карандаши цветные;
- черная тушь;
- палочки;
- цветные мелки;
- уголь рисовальный;
- циркуль, линейка;
- бумага белая разной плотности и форматов;
- наборы цветной бумаги для аппликации;
- клей;
- пластилин;
- калька;
- природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)
- наждачная бумага с крупным и мелким зерном;
- ветошь или тряпочка для кистей;
- палитра (желательно из пластика);
- губка (для нанесения или сбора воды);
- емкость для воды;
- ластики (твердые и мягкие);
- пульверизатор (для распыления при работе акварелью;
- скотч;
- блокноты для набросков;
- бумажные салфетки для снятия краски с кисти;
- лак для покрытия изделий.
Дидактические и методические материалы:
- Подборка видеосюжетов по темам программы;
- Иллюстрированная литература;
- Схемы: плоских и объёмных игрушек, цветов, украшений и сувениров в разных техниках плетения.
- Раздаточный материал: карточки, схемы по темам программы.
- Образцы изделий из бисера.
- Фотографии, иллюстрации изделий из бисера.
- Фотографии детских работ – участников выставок.
- Книги и альбомы по народному искусству, композиции, рисунку, живописи.
- Репродукции картин по живописи.
- Трафареты.
- Таблицы с последовательностью работы над рисунком.
- Таблицы по основам перспективы.
- Таблицы по основам цветоведения.
V.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
7. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
8. Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».
9. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР.
Литература
Для педагогов
1. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.: ил.
2. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников. – М., 1996.
3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
4. Игровая деятельность в ДОУ и начальной школе. Начальная школа: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Изд. Красная Звезда, 2010. – 4, 94 с.
5. Канурская, Т.А. Бисер: Из истории бисера на Руси. Орнаменты и их символика. Бисероплетение. Шнуры. Ткачество. Вышивка бисером. Вязание крючком и на спицах с применением бисера. Кружева "фриволите". Подарки к именинам / Т.А. Канурская, Л.А. Маркман. - М.: Профиздат, 2000. - 238 с.: цв. ил.
6. Ликсо, Н.Л. Большая энциклопедия бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ, cop. 2016. - 239 с.: цв. ил.
Для детей и родителей:
1. Алехин, А. Д. Когда начинается художник [Текст]: книга для учащихся / А. Д. Алехин. - Москва: Просвещение, 2013. - 158, [2] с., [8] л. ил.: ил.
2. Базулина, Л. В. Лучшие поделки из бисера [Текст]: украшения, игрушки, подарки / Л. В. Базулина, И. В. Новикова; [худож. В. Н. Куров]. - Ярославль: Акад. развития, 2010. - 143 с.: цв. ил.
3. Копцева, Т.А. Готовимся к школе. Сказки про маленького художника. Маленький художник и мир природы [Текст]: тетрадь для детей старшего дошкольного возраста: в пяти частях / Т. А. Копцева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. - 28 см. - (Ступеньки детства). Ч. 3. - 2019. - 63 с.: ил., цв. ил.
4. Ликсо, Н.Л. Цветы и игрушки из бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2011. - 35 с.
Интернет-источники:
1. Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо»: сайт. - URL: http://www.zavuch.ru (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.
2. Информационно-образовательный портал по рукоделию «Ярмарка мастеров»: сайт. - URL: https://www.livemaster.ru/masterclass es/rabota-s-biserom/biseropletenie (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.
3. Сайт по рукоделию «Своими руками»: сайт. - URL: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.