Конференции
2023-07-06 17:56 Май 2023

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цапова Валентина Владимировна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 23 г. Ставрополь

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.

Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.

В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка таких качеств как: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки. Используя в своей практике дошкольного воспитания русские народные подвижные игры, таким образом, я закрепляю знания детей о народных традициях. В педагогическом отношении народные игры имеют большую ценность, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют ребёнка физически, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, динамических минутах, а также на занятиях физической культурой.

Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела:

1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.

2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

4. Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси", " Растеряхи", " Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту",, "Цепи кованы", "Перетягивание каната",, "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)

2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе ("Аисты и лягушки", " Пчелы. ", " Жаворонок. ", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Ящерица", "Оса" и их различные варианты.)

3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", " Капуста. ", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.)

4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки. ", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек,"Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда",, "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.)

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Народные игры несут в себе разную социальную направленность, таким образом, дети приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

В своей работе при проведении подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Таря-Маря в лес ходила,

шишки ела,

нам велела,

а мы шишек не едим.

Таре - Маре отдадим!

В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, используется сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбирается ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогают скороговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок:

Медведя лохматого или козла рогатого,

Из речки ерша или из леса ежа,

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

Для младшего возраста выбираюся наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомство с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

На Новый год, Колядки можно проводить следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь». На Масленицу: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки». На Пасху – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала».

Проводить русские народные подвижные игры можно на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.