Виландене Н.В. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ
Библиографическое описание: Виландене Н.В. Урок развития речи. Изложение по коллективно составленному плану // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Данный урок является программным уроком развития речи в курсе "Русский язык" в 3-м классе.
Изложение повествовательного текста «Кот и куры»
Цель: развитие умений передавать содержание текста по коллективно составленному плану.
Задачи: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей; развивать память; воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества
Ход урока:
№
Структура урока
Содержание
·
Орг. Момент и сообщение темы
-Сегодня мы пишем изложение по плану, который составим вместе.
- Для чего мы учимся писать изложение? (развивать память, грамотно говорить и излагать мысли устно и письменно, уметь пересказывать текст)
·
Подготовка к восприятию текста
Звучит музыка «Жил,да был чёрный кот..»
-Послушайте музыку и угадайте героя этой песни?
-О ком эта песня? (о коте)
-Считается, что кот создаёт в доме уют и тепло. -Придумайте, каким может быть кот. (нежный, ласковый, умный, хитрый, озорной, милый очаровательный, шкодливый)
-А каким же будет кот в тексте, который мы прочитаем?
·
Знакомство с текстом
(карточка 1)
Самостоятельное чтение текста детьми.
- Возьмите карточку № 1 и прочитайте внимательно текст. Отметьте слова, которые требуют объяснения на ваш взгляд.
- Какие слова в тексте показались сложными, непонятными?
Словарная работа: 1) Как вы понимаете значение слова благородный? (чтение в Толковом словаре)
2) Подберите синоним к слову «опасались. (боялись. остерегались).
Какой эпизод в тексте вызвал улыбку или смех?
-К какому виду относится текст? (повеств.)
·
Анализ текста и актуализация знаний
--Кто главный герой текста? (кот)
-Каким вы увидели кота в этом тексте? (смелым, справедливым, благородным. Желающим помочь хозяевам, умным)
-Почему кот рассердился на кур? (куры влезли на стол и стали склёвывать из тарелок кашу)
-Как он их наказал? (с победным криком прыгнул на стол, передней лапой бил петуха по спине)
-Как в этот момент повели себя куры? (с писком бросились удирать)
- Как чувствовал себя кот после победы? (хозяином, победителем, героем)
-В чём благородство поступка кота? (хотел помочь своим хозяевам)
- а что может подвигнуть животных на благородные поступки? (любовь и забота к животным)
-Какова тема текста? (о коте, который наказал кур)
-Какова идея текста? (Животные могут проявлять чувства, интеллект и осваивают самые невероятные умения. Они способны на самые невероятные поступки, которые помогают людям и дают возможность самоутвердится самому)
-Озаглавим текст. (Кот и куры. Благородный поступок)
-Что отразили в заголовке? Тему или главную мысль?
·
Повторное прочтение текста и составление плана. Пересказ по частям и совершенствование пересказа.
-Разделим текст на три части и составим план.
-Прочитайте 1часть. О чём в ней говорится? (о том, как куры забрались на стол)
-Как озаглавим 1ч.?
(Куры в саду) Запись в тетради и на доске.
Пересказ 1ч. (1 уч-ся)
-Прочитайте 2 ч.? О чём она? (как кот наказал кур)
-Как озаглавим 2ч.?
(Как кот наказал кур) Запись в тетради и на доске
Пересказ 2ч. (1 уч-ся)
-Прочитайте 3ч.
-О чём она? (о том как кот остался доволен своим поступком)
(озаглавим Кот – хозяин) Запись в тетради и на доске
Пересказ 3 ч. (1 уч-ся)
·
Физминутка
·
Орфографическая работа (карточка №2)
Дети вставляют пропущенные орфограммы в слова.
(проверка по карточке - подсказке)
·
Пересказ текста по плану в парах, с помощью опорных слов (карточка №3)
-Возьмите опорные слова. Перескажите текст в парах, используя опорные слова.
·
Повторное чтение текста
Чтение текста
·
Написание изложения
Письмо текста
·
Самопроверка.
-Проверьте изложение. Обратите внимание на последовательность действий, согласно плану, орфограммы в словах.