Публикации
2023-09-26 12:32 2021 (№ 17-31)

Сидорова У.Н. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

Библиографическое описание:
Сидорова У.Н. Программа внеурочной деятельности «Мы – читающая семья» // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности ребенка. Для современного ребенка чтение -одно из условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем мире. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальных классах. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может не состояться.

Меняется отношение к чтению у детей, становится характерным следующее:

-постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

-сокращение чтения в свободное время;

-изменение характера чтения;

-преобладание "делового" чтения над "свободным";

-ограничение чтением литературы только по школьной программе;

-сами родители не привлекают своих детей к чтению, сами не читают.

Школа всерьез озабочена проблемой детского чтения. Многие родители не знают. что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. В лучшем случае иногда покупают комиксы. В течение последних лет психологи и педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов.

Исходя из проблемы, обозначим ряд вопросов: современное детское чтение- какое место занимает оно в культуре нового века? Какие книги необходимы? В какой степени эта проблема воспринимается взрослыми как одна из точек зрения на смыслы и события, происходящие в детской жизни. Эта задача решается в процессе внеурочной деятельности.

Первым этапом этого процесса является семейное внеклассное чтение.

Главная цель курса: организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Стандарте начального общего образования.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

-формирование навыка чтения, интереса и потребности чтения;

-формирование читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности;

-развитие устной и письменной речи, умение участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

-формирование коммуникативных навыков, готовности к сотрудничеству;

-формирование эстетического чувства, художественного вкуса;

-развитие воображения, творческих способностей;

-формирование нравственного сознания и чувства;

-обогащение представлений об окружающем мире;

-создание условий для ребенка. гарантирующие ему открытия целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги;

-поддержка семейного чтения.

В первом этапе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру. которая является предпосылкой художественного творчества. предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта. Программа предусматривает право учителя и родителей на выбор тем и видов творческих работ. Обсуждение произведений, включенных в систему внеклассного чтения. посвящается публикации в классном журнале "Чэчир".

Кадровое обеспечение.

Рабочая группа

Функции

Состав

Координационная

Координирует деятельность всех участников внеурочной деятельности, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов внедрения.

Сидорова У.Н.

классный руководитель.

Оконешникова В.В.

председатель родительского комитета.

Петрова А.И. попечитель.

Консультативно-методическая

Обеспечивает представление всех необходимых содержательных материалов, документов ФГОС второго поколения, оказывает консультативную и методическую помощь.

Румянцева С.Г. заместитель директора по УВР,

Потапова А.К. руководитель МО начальных классов.

Задействованные педагоги

Организация внеурочной деятельности.

Сидорова У.Н. учитель начальных классов,

Жиркова С.К. школьный библиотекарь.

Социально-психологическое сопровождение

Васильева Р.И. школьный психолог.

Социальные партнёры

Активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий.

Школьная библиотека.

Детская библиотека.

Родители.



Участники программы:

ü учащиеся 1 "а" класса;

ü родители;

ü классный руководитель.

Внеурочная деятельность "Мы - читающая семья".

Механизм реализации внеурочной деятельности.

Механизм распределения часов внеурочной деятельности:

Ø передача часов некоторых занятий родителям (для проведения игровых занятий, литературных викторин, посещения библиотек и музеев и т.д..);

Ø при организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности социума (учреждения села, детская библиотека);

Ø составление рабочего учебного плана и программы внеучебной деятельности по основным направлениям на учебный год.

Преимущества:

Ø рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

Ø организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

Ø целенаправленная работа по программе внеурочной деятельности;

Ø программа и выбор видов деятельности опирается на интересы детей и пожелания родителей.

Предполагаемые формы работы в рамках внеурочной деятельности.

Форма работы

Решаемые задачи

Посещение родителями уроков чтения.

Вовлечение родителей в сферу образовательного процесса, выработка чувства ответственности за своих детей, помощь родителей на уроках чтения.

Подписка на периодические издания.

Семейная подписка, подписка классного коллектива.

Организация внеурочной деятельности.

Создание условий для стремления к чтению: организация семейной библиотеки, которая предоставляет широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к чтению; пополнение библиотечного фонда класса; посещение школьной библиотеки.

Разнообразные формы организации внеурочных занятий:

-занятие-спектакль;

-занятие-праздник;

-интегрированное занятие;

-устный журнал;

-литературные встречи;

-литературный семейный ринг;

-викторины.

Организация посещения детской библиотеки.

Шефская работа, взаимодействие работы.

Проведение читательской конференции, посвященного творчеству К. Чуковского, С. Маршака, П. Тобурокова, С. Данилова.

Обсуждение произведений детских писателей К, Чуковского, С. Маршака, П. Тобурокова, Семена Данилова.

Интеллектуальный конкурс "Самая читающая семья".

Группа родителей готовит для конкурса одну семью.

Выпуск классного журнала "Чэчир".

Журнал выпускает творческая группа родителей.



Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения имеется:

-компьютер, проектор, экран, принтер;

-библиотечный фонд класса, включающий детскую художественную литературу;

-семейная библиотека;

-видеотека, состоящая из набора дисков (электронная детская энциклопедия "Кирилл и Мефодий", "Школа после уроков", произведения детских писателей, игры, тренажеры.

-периодические издания СМИ;

-набор настольных развивающих игр;

-учебные и методические пособия.

Ожидаемые результаты реализации программы.

- формирование навыка чтения, интереса и потребности чтения;

- формирование читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности;

- коллективное творческое дело;

- организация мероприятий силами самих родителей;

- обсуждение информации, высказывание своего мнения;

- поддержка семейного чтения;

- разнообразное, систематическое внеклассное чтение вместе с родителями.