Конференции
2023-07-07 16:55 Июнь 2023

ЭТАПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Шивцова Светлана Витальевна
учитель-дефектолог
МАДОУ "Детский сад № 18 г. Челябинска"

Коррекционная работа на начальных этапах до числового периода обучения счету должна быть направлена на развитие восприятия и на формирование однофазных сенсорных действий (знакомство с сенсорными эталонами, действия по образцу). Далее необходимо переходить к формированию умственных действий, выполняемых в раз вернутом наглядном плане. Ребенок уже не просто воспринимает увиденное, а создает, преобразовывает, сравнивает множества. С этой целью необходимо формировать у детей простейшие ориентировочные действия (пробы, примеривания).

Самым ранним в онтогенезе этапом развития представлений о множестве является группировка предметов по определенному качественному при знаку. Однако многие дети с ЗПР испытывают значительные трудности при выделении предметов и их группировке. Поэтому работа по формированию элементарных математических представлений должна начинаться с этапа группировки предметов по качественному признаку и выделе нию отдельных предметов из группы. Формирование навыков классификации предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с изу чением этих признаков (цвет, форма, величина).

Качественная классификация способствует лучшему усвоению сенсорных эталонов, а также формирует у детей представление о множестве предметов. В случае необходимости, зада ния выполняются сначала по подражанию, образцу, а затем, по мере усвоения признаков и их названий, по словесной инструкции. На данном этапе дети используют приемы наложения и приложения для отбора предметов по каче ственному признаку.

На втором этапе у детей формируются основные количественные обобщения «один» - «много» - «мало» - «ни одного». Необходимо научить ребен ка отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях используются абсо лютно одинаковые предметы, чтобы дети фиксировали внимание именно на их количестве, а не на их качественных особенностях. На стадии закрепления используются различные игрушки; дети упражняются в нахождении соответ ствующего количества предметов в окружающей обстановке, на себе. Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это, в свою очередь, закрепляется в слове - названии и приводит к формированию пред ставлений о количестве. В дальнейшем необходимо создавать условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.

Следующим является этап упорядочения множеств. Установление последовательных взаимосвязей, к чему и сводится эта операция, является важным фактором в развитии мышления. Процесс сериации лежит в основе формирования представлений о числе и счете. Упорядочение множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел и цифр. Сначала формируется чувственно-практическая ориентировка на свой ства и качества предметов, а затем — и словесная ориентировка.

Этап сопоставления множеств знакомит детей со способами установления количественных отношений между множествами, формирует у детей способность воспринимать и определять результат сравнения - видеть равенство или неравенство множеств, обозначая количественные отношения словами «больше», «меньше», «поровну».

Операция установления взаимно-однозначного соответствия множеств является чувственной основой в развитии счетной деятельности детей. Этап сравнения количеств готовит мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. В этом случае сравнение идет не по качеству, а по новому признаку сравнения - количеству.

Важная предпосылка для формирования представлений о числе создается в тех случаях, когда дети усваивают, что определенное количество не ме няется, несмотря на изменяющиеся условия его восприятия (иное простран ственное расположение, иная величина предметов). Представления о сохра нении количества - важнейший этап в развитии математического мышления детей.

Следующим, не менее важным этапом формирования количественных представлений, является этап преобразования множеств. Он готовит к усвоению операций сложения и вычитания. Работа на данном этапе включает зада ния на увеличение, уменьшение и уравнивание множеств.

Сопоставление множеств, воспринимаемых различными анализаторами, способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает в дальнейшем обобщение знаний о числе и счете.

Таким образом, систематическая и последовательная организация работы с пятилетними дошкольниками с ЗПР позволит восполнить пробелы в мате матическом развитии детей, накопить опыт действий с предметами, сформи ровать основные математические понятия.

Список литературы.

1. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.

2. Демина, Е.С Развитие элементарных математических представлений: анализ программ дошкольного образования / Е.С. Демина. М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

5. Современные технологии развития познавательно-исследовате-льской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО / Г.В. Яковлева, Т.А. Сваталова, Н.Е. Скрипова [и др.]. Челябинск: ЧИППКРО, 2019.