Конференции
2023-07-03 16:18 Январь 2023

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Нещадимова Варвара Николаевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 22 г. Ставрополь

Проблема и цель. В докладе рассматривается проблема системы образования в новых условиях. Цель доклада - проанализировать особенности современного общества и показать, какое влияние оно оказало на систему современного образования.

Можно выделить несколько основных тем, которые определяют новую образовательную реальность: особенности «цифрового поколения», «выход» образования за рамки школы, растущая потребность в формировании новых образовательных учреждений, глобальные противоречия современного общества.

Развитие образовательных институтов происходит на фоне общественных противоречий, которые влияют на процесс образования современного человека и преобразовывают образовательные системы. А также развитие системы образования в последние годы становится зависимым от «цифрового поколения». Новое поколение в отличии от старшего отлично воспринимает и оценивает окружающий мир, оно противоречиво в своих устремлениях, образе жизни, одновременно проявляя интерес к цифровым технологиям, наукам и искусству. Организация образования школьников и студентов «цифрового поколения», определение его содержания и выбор технологий представляется сложнейшей задачей с педагогической и психологической точек зрения и требует новых и нестандартных решений.

Именно поэтому помимо существующих детских садов, школ, колледжей и университетов, необходимо создание более обширных образовательных «цифровых» территорий.

Нынешним школьникам, живущим в новом мире и предстоящим работать в нем, в мире информационных технологий, образовательное пространство должно быть организовано так, чтобы подготовить их к этому.

Именно поэтому нынешние педагоги нацелены на развитие педагогических инноваций и их внедрении в образовательный процесс. Образовательная система фокусируется на проектировании новых учебных планов и программ, росте разнообразия методов и технологий обучения, расширении позиций учащихся в процессе обучения, изменении подходов к оценке результатов обучения учащихся, включении ресурсов внешней среды в образовательный процесс и главное поддержке развития профессионализма педагогов.

Для решения задач обучения необходимо обеспечить гармоничное сочетание современной образовательной среды и гуманитарных наук. Для поддержания этих целей, необходимо совершенствовать работу с одаренными детьми, а также развивать техносферу, которая так необходима в новых реалиях образования: это дистанционное образование для детей – инвалидов и детей с ОВЗ, движения «WorldSkills», «Молодые профессионалы», «Большая перемена».

Система образования проходит этап слияния с общемировым информационным пространством. Это позволяет использовать современные способы изучения материала, которые становятся комфортнее и доступнее. Технические устройства (компьютеры, смартфоны, планшеты и так далее) — основа процесса модернизации в системе образования. С их помощью можно качественно изучать материал без привязки к месту занятий.

Дистанционные технологии в образовании позволяют взаимодействовать студентам и преподавателям, независимо от места проживания. Для этого проводят:

· вебинары;

· онлайн-встречи в мессенджерах и сервисах;

· практику в современных компьютерных кабинетах;

· доступ к личным кабинетам на специальных сайтах и т д.

Традиционные способы обучения ориентированы на механическое запоминание информации. При этом не учитывается удобство пребывания в учебном кабинете. В результате информация передается стандартно, не затрагивая мультимедийные и иные способы взаимодействия с учащимися. Электронное образование и информационные технологии позволяют расширить возможности обучения людей. Учеба в формате онлайн позволяет быстрее находить актуальную информацию по изучаемой теме. Если обучение с помощью компьютеров и иных устройств происходит в современном кабинете, студенты могут получать знания в более комфортных условиях.

Вместо устаревших учебников используется обновляемая база данных. Также для дистанционных занятий создают удобную информационную среду, включающую современные компьютеры, интерактивные доски и так далее. Если электронное обучение дистанционным способом возможно из дома, ученики могут получать знания без посещения учебных аудиторий. Это также влияет на качество усвоения материала.

Влияние технологий на образование можно отследить, обратив внимание на то, что до 1970 года активно развивались индустриальные проекты такие как: авиация; атомная энергетика; космическая отрасль; ГЭС, АЭС. В последующие годы акцент стал смещаться в области электроники, микроэлектроники, информационных носителей, передатчиков информации и других направлений.

Сейчас техника и информация служат фундаментом для изучения наук, налаживания производства и улучшения жизни. Влияние современных технологий на образование оказалось решающим для его распространения. Это привело к тому, что ценится не сама информация, а умение ее найти. Также возросла значимость знания компьютерных программ, систем и сервисов. Например, 50 лет назад чертеж должны были создавать, используя ручные инструменты и собственные знания. Сейчас требуются знание программ и технического устройства. Использование современных систем позволило свести к минимуму вероятность погрешности и человеческого фактора.

Современные информационные технологии позволили в короткие сроки дать доступ к знаниям практически всему человечеству. Это стало возможно, благодаря уменьшению физических размеров вычислительных модулей и процессоров. Например, вычислительные машины прошлого века не смогли бы конкурировать с современными компьютерами по причине огромных размеров, но низкой мощности.

Таким образом, дистанционные технологии в образовании становятся дешевле, а доступ к учебным ресурсам появляется у большего количества человек. Доступность интернета, компьютеров и способов учебы позволяет повысить общий уровень грамотности населения. Удешевление производства вычислительной техники также влияет на рост востребованности дистанционного обучения.

Влияние информационных технологий на образование возросло с 2020 года. Так как в этом году в мире активно распространился коронавирус — COVID-19. Множество стран ввело ограничения на проведение массовых мероприятий, запрет на посещение мест скоплений людей. Введены дистанционные формы обучения в школах, вузах и других организациях.

Несмотря на это, дистанционные технологии в образовании позволили этой сфере выжить и укрепить позиции. В результате запретов и риска приобрести инфекцию при общении с людьми, многие перешли на учебу с помощью интернета.

Школы, вузы и центры ДПО в короткие сроки сменили способы обучения или улучшили существующие дистанционные курсы. Стандартные программы образования были изменены под интерактивный формат. Теперь информацию можно получить не только очно, но и с помощью интернета.

Электронное образование и дистанционные технологии позволили людям повышать квалификацию, проходить профессиональную переподготовку и краткосрочное обучение без отрыва от производства. Школьники и студенты также смогли не останавливать учебу, а приспособиться к новым способам получения информации.

Ряд университетов России, а также современные центры ДПО до 2020 года уже вводили новые системы преподавания, поэтому пандемия лишь подтолкнула многие университеты и образовательные центры к естественным изменениям в более короткий срок. За 2022 год многие учебные организации перевели значительную часть образовательных программ на дистанционный формат. При этом активное развитие получили онлайн-сервисы, позволяющие организовать занятия через интернет.

Электронное обучение и дистанционные курсы позволяют повысить квалификацию и уровень знаний специалистов различных сфер деятельности. При этом на подготовку уходит меньше времени. Если человек решил пройти курсы повышения квалификации дистанционно, он может сэкономить бюджет. Также дистанционные курсы — это возможность найти подходящее учебное заведение не только в своем городе, но и по всей России или даже в мире. Поэтому курсы и программы обучения более престижных организаций становятся доступнее.

Теперь квалифицированным специалистам достаточно использовать дистанционные технологии в образовании. Это позволит работникам оставаться востребованными и повысить качество трудовых функций.

К сожалению, у всего есть недостатки.
Процесс обучения с помощью интернета развивается быстро. Однако не все преподаватели готовы изменить привычный метод работы на более продвинутый. Электронное обучение и дистанционные методы подачи материала должны развить потребность в знании. Но неумелое использование современных технологий приводит к деформации восприятия.
Полное ограничение живого общения, зависимость от социального одобрения и отсутствие возможности высказаться — все это может привести только к негативным последствиям такой системы. Если электронное образование не имеет структуры, а предлагается только как необязательное дополнение — качество обучения будет страдать.
Важную роль в развитии электронного обучения играет государство, которое должно стимулировать развитие цифровых технологий.

Но также есть и неоспоримые преимущества новых технологий для образования. Всего 20 лет назад болезнь могла приостановить процесс обучения — человек не мог усваивать материал, пропуская занятия. Сейчас ученики могут изучать дисциплины даже на больничном. Также у дистанционных технологий имеется дополнительный ряд преимуществ:

· обучение в удобном месте;

· стимулирование к самообразованию;

· быстрый и простой поиск информации;

· отсутствие территориальной привязанности;

· улучшение знаний по способам использования информационных технологий;

· доступ к информации не ограничивается литературой учебного заведения и так далее.

Интеллектуальный уровень и способность к самообучению повышается при использовании телекоммуникационных технологий. Это благоприятно сказывается на образовании людей, помогает научиться самодисциплины и правильно искать информацию для будущей работы.

Электронное обучение и дистанционные курсы помогают старшему преподавательскому составу изучать новые и менять привычные способы обучения. В результате можно улучшить систему обучения, в которой будут сочетаться практические навыки опытного педагога и новая теоретическая информация о направлении деятельности. Использование компьютера для ознакомления с материалом развивает абстрактное мышление. Для этого используются видеоролики, аудиофайлы, презентации и многое другое.

Так как информационные технологии становятся доступнее, в перспективе их использование может быть обосновано даже для детей дошкольного возраста. Например, педагог может использовать интерактивную доску, видеоролики для наглядной демонстрации материалов и так далее. Ребенок сможет быстрее освоиться в цифровой среде будущего.

В заключении можно отметить целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время. Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой.

В результате, можно сделать вывод, что учащиеся готовы к дистанционному обучению различных курсов, являющихся дополнительными к базовому образованию, если обучение будет строится на принципах гуманности, мобильности и интерактивности. За дистанционным обучением - будущее.