Аксенова Д.А., Семенова Т.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Библиографическое описание: Аксенова Д.А., Семенова Т.В. Использование проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность включает представления о конечном продукте деятельности, этапы проектирования, реализацию проекта, который включает его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
При организации проектной деятельности как технологии реализации ФГОС НОО необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Тематику детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, изучение природы родного края. Для создания проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития [3, c.12].
По времени выполнения целесообразно выбирать краткосрочные или среднесрочные проекты в режиме урочно-внеурочных занятий.
Также важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задавать ученикам следующие вопросы:
-Какие умения понадобятся нам для выполнения данного проекта?
-Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
-Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
-Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте [2, c. 55].
Рассмотрим этапы выполнения проекта в начальной школе на примере темы «Разнообразие природы Калужской области»:
I этап – подготовительный.
На данном этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда.
Тема «Разнообразие природы Калужской области» рассматривается при изучении раздела «Разнообразие природы родного края».
Проблемой проекта является незнание детей о разнообразии животных и растений Калужской области, о редких видах, занесенных в Красную книгу.
II этап-организационный
Для реализации этого этапа, класс необходимо разделить на 6 групп, у каждой группы выдается свой объект исследования. Первая группа изучает типичные виды животных, обитающих в Калужском крае, вторая группа рассматривает виды животных, занесенных в Красную книгу КО, третья группа- виды типичных растений родного края, четвертая- виды растений, которые занесены в Красную книгу, пятая и шестая группы собирают информацию о заповеднике «Калужские засеки» и заказник «Таруса».
III этап – практический.
На данном этапе выполняется поиск, структурирование, обработка, корректировка необходимой информации. Изучается соответствующая литература.
Для исследования предлагается Красная книга Калужской области (в печатном и электронном варианте), выходные данные официальных сайтов заповедника и заказника.
IV этап – обработка и оформление результатов.
На данном этапе организовывается работа с полученной информацией, её анализ.
Результатом работы может быть книжка-раскладушка, в которой описываются представители флоры и фауны Калужского края.
Ученики первых четырех групп представляют полученную информацию в виде презентации. Слайды презентации сопровождались рассказом детей.
Ученики пятой группы представляют информацию в виде короткометражного фильма, описывающего жизнь животных в заповеднике.
Шестая группа представляет реферат о заказнике «Таруса», о его географическом положении и обитателях. В качестве примера приведем фрагмент содержания реферата: «Целью создания заказника является сохранение уникальных хвойных и смешанных лесов в междуречье р.Нары и р.Протвы, а также их богатого животного мира.
Основными насаждениями, произрастающими на территории лесхоза, являются:
V этап- презентация результатов. Планирование публичного выступления.
На данном этапе учащиеся защищают свои проекты. Для этого учитель должен подготовить план, руководствуясь которым готовились выступления учеников.
Пример плана:
1. Название редкого растения или животного;
2. Его характерные особенности;
3. Места обитания в Калужской области;
4. Почему он стал редким?
5. Какие меры могут способствовать сохранению данного вида?
VI этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению окружающего мира; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество [1, c. 25].
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни..
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.
Список литературы:
1. М. Романовская: Метод проектов в начальной школе//Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.