Публикации
2023-10-06 11:14 2023

Усок Е.В. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «СОВЕСТЬ» (4 КЛАСС, МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ")

Библиографическое описание:
Усок Е.В. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «СОВЕСТЬ» (4 КЛАСС, МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ") // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.

Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки; акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формировать навыки работы с терминами; совершенствовать умение работать с источниками; строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности; обучать элементам творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд»; научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое; осознавать, для чего людям нужна совесть.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класс

Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.

Эпиграф урока: Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

Ход урока:

І. Организационный момент. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?

Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова «разум», «воля», «совесть».

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

- Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен, и светел

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза) …

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

(добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность)

(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)

Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть!

(прикрепляю карточку со словом «совесть»)

Слайд 2



ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Сформулируйте тему урока. (Совесть). Слайд 3.



- Соберите из слов высказывание древнеримского философа Цицерона. Это будет эпиграф нашего урока. На доске.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.Цицерон

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать. Заполните таблицу на своём рабочем листе. Слайд 4.



Какой план урока нам поможет найти ответы на вопросы? На доске.

1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Знакомство с определением (в парах)

4. Работа с притчей.

5. Рефлексия.

6. Итог.

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

1. Работа с определениями.

- Что такое совесть? Попробуем дать определение.

(Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)

- Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним и подчеркните.

1.»Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез (французский философ)

2.«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И. (немецкий философ)

3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. (французский философ)

4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» Дени Дидро (французский писатель)

5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.Генри Луис Менкен (американский журналист)

Выполнив задание, на экране возникает следующая запись: Совесть-это…

Слайд 5.



V. Работа со словарем.

Совесть – это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души)

1группа – самостоятельно даст определение слову

2 группа - Словарь Ожегова

СОВЕСТЬ, -и, жен. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. Нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность). Надо и с. Знать (о чём-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся).

Слайд 6.



3 группа. Заглянем в историю слова «совесть». Работа с этимологическим словарём

Это слово состоит из двух частей: приставкисо – что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Слайд 7



- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный, ….)

Совестливый – поступающий по совести.

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

- Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.

4 группа Узнайте, кто из философ первый задумался, что такое совесть и с каким чувством он его сравнивает

- Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит (древнегреческий философ)

Демокрит говорил:

«Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя…»

Слайд 8



Стыд – это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

- Какие слова можно подобрать, к слову, стыд? (позор, сопереживание)

- Подберите однокоренные слова. (Стыдливый, постыдный, стыдливость)

- Чем отличается стыд от совести?

Совесть

Стыд

стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили

тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение



5.Работа с притчей. Просмотр видео. Слайд 10

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.

Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.

- Кто главный герой?

- Кого встретил молодой человек? Что сделал человек, увидев слепого?

- Как складывалась его дальнейшая судьба?

- Почему его мучила совесть?

- Как он искупил свою ошибку?

- Какие осколки он носил в душе много лет?

- По совести ли поступил человек? Почему?

ВЫВОД: (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках. Слайд 11.



6. Обобщение знаний. Работа в группе. Игра «Найди пару».

- Ребята, перед вами предложения (на карточках), вы должны найти вариант, подходящий по смыслу и соединить их стрелками:

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить, по совести,

Жить честно, справедливо.

Поступать без зазрения совести

Делать что-либо хорошо, добросовестно.

Жить со спокойной совестью

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Поступать против совести

Поступать без стыда, без стеснения.

Делать на совесть



Проверим ваши знания. Слайд 12.



V. Рефлексия.

Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.

Продолжите фразу. Слайд 13



- Занятие хочется закончить стихотворением «Совесть»

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.

Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:

Слышит он души упрек немой,

Совершив проступок или промах -

Сразу же теряет свой покой.

А другой – уже тот глас не слышит

(Он любое зло себе прощал):

Что бы ни случилось, ровно дышит

Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она – бывает чистой;

А еще способна укорять;

И в делах раскаяться и в мыслях

(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим

Совесть, чтоб могли свой видеть путь:

Можно – жить, по совести, а можно -

Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Издательство «Азь», 1992.

2. Школьный этимологический словарь русского языка: Н. М. Шанский, Т.А. Боброва, 2004.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orkse-sovest-903471.html