Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сотникова Елена Александровна
педагог-организатор
МБУ ДО "ЦДО "Одаренность"

В культурно-историческом развитии человечества направленность деятельности детских социальных сообществ непосредственно связывалась с общественными условиями, априорно признавая их социально-педагогический, воспитательный характер. В этом смысле детское общественное объединение целесообразно рассматривать как общественное формирование, социокультурный феномен, институт социального воспитания. Детские общественные объединения являются уникальным институтом социализации благодаря тем возможностям, которые они предоставляют растущей личности. В частности, участие в деятельности детских объединений предоставляет подросткам возможности приобрести опыт социальных отношений и активности, освоить различные социальные роли, способствует формированию гражданской и мировоззренческой позиции.

Учреждения дополнительного образования способствуют личностному становлению индивида, поскольку усвоение ценностей осуществляется в совместной деятельности и общении с ровесниками и взрослыми. Именно в детском объединении возможно формирование мировоззренческой позиции подростка как процесса, в основе которого стоит субъект-субъектное взаимодействие педагога и подростка в системе совместной деятельности. Такая главенствующая деятельность целенаправленно способствует становлению целостного мировоззрения и миропонимания, формированию позитивных взаимоотношений с миром, другими людьми, а также предупреждает возможные факторы риска в становлении позиции человека.

Формированию социальной активности учащихся способствует субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, позитивный морально-психологический климат в коллективе и слаженная групповая деятельность. Важно то, чтобы учеников научить слышать и понимать окружающих, выражать собственное мнение и конструктивно вести беседу.

Для формирования социальной активности стоит привлекать инновационные технологии, в частности такую, как проектная технология. Проектная технология позволяет привлекать к деятельности каждого ученика, в котором должны сформировать готовность к социальному взаимодействию, социальному поведению, развитие творческого подхода к деятельности и само-устойчивость.

Чрезвычайно интересными являются интерактивные технологии кооперативного обучения (работа в парах, ротационные (сменные тройки), карусель, диалог, круг идей, аквариум); интерактивные технологии кооперативно-группового обучения (микрофон, ажурная пила, дерево решений, обучая-учусь); технологии ситуативного моделирования (упрощенное судебное слушание, общественное слушание); технологии обработки дискуссионных вопросов (метод Пресс, займи позицию, дебаты). Однако они преимущественно работают с теоретической составляющей, не принимая во внимание практическую сторону социальной активности.

Ссамой оптимальной технологией, которая, собственно, заключается в раскрытии социальной активности ученика, является проектная технология. Сейчас особенно актуальной стала проблема приобретения учащимися творческого самостоятельного опыта. Обществу нужна интеллектуально и социально компетентная личность, способная самокритично мыслить, успешно действовать, применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях, неординарно решать проблемы, создавать новое.

Проектная технология позволит сформировать в личности социальную активность, ведь последняя, как нами уже было отмечено, также помогает развитию критичности, уверенности личности в собственных силах.

Как указано Трубиной Г.Ф., чрезвычайно важным является процесс планирования проектной деятельности, целью которого является воспитание социальных качеств личности, формирование коммуникативных и организаторских умений в процессе разработки проекта. Формирование социальной активности учащихся должно строиться в соответствии с принципами воспитания, а именно: принципа целеустремленности воспитания, принципа связи воспитания с жизнью, принципа единства сознания и поведения в воспитании, принципа воспитания в труде и принципа воспитания личности в коллективе. По словам исследовательницы, проектная деятельность, организованная в учреждении дополнительного образования, позволяет реализовать субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса. Таким образом, каждый ученик определяет, руководит процессом вместе с другими учениками, привлекается к реализации всех этапов проекта. Во время групповой работы у учащихся формируются социальные обязанности и готовность к социальному взаимодействию, социальному поведению, развитие творческого подхода к деятельности и самостоятельности.

Поскольку процесс воспитания у учащихся социальной активности осуществляется преимущественно традиционными методами и формами, поэтому нами предложен ряд инновационных форм и методов работы с учащимися. Для эффективного формирования социальной активности стоит, на наш взгляд, использовать такие методы и формы работы, как: - тематические беседы, диспуты, тренинги, работа с архивными документами, конференции, аукционы, праздники, конкурсы, акции.

Отмеченное многообразие мероприятий позволяет прийти к выводу, что признание учеников равноправными субъектами социально направленной деятельности в проектной деятельности не только обеспечивает развитие интересов и взглядов учащихся, но и способствует проявлению инициативы и творческого подхода к решению конкретной социальной проблемы, самостоятельности в принятии решений, умение аргументировать и отстаивать собственные взгляды, работать в коллективе.

Библиографический список

1. Асафова Т.Ф., Девятерикова Е.В. Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 100-110.

2. Воскобойникова Г.А., Овчинникова А.Ж. Дополнительное образование как сфера развития познавательной активности школьников // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 56-60.

3. Трубина Г.Ф. Социализация личности школьника: компетентнотный подход // Педагогическое образование в России, 2017. № 10. С. 11-16.
2023-07-06 17:41 Май 2023