Сиротенко Н.В. УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ» (4-Й КЛАСС)
Сиротенко Наталья Витальевна учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Борисовская начальная общеобразовательная школа имени Кирова", Белгородская область, Борисовский район, п. Борисовка
Библиографическое описание: Сиротенко Н.В. Урок окружающего мира по теме «Средние века: время рыцарей и замков» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели:
- формировать представление о средневековье;
- дать представление о средневековых рыцарях и замках;
- формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;
- познакомить с достижениями и особенностями эпохи средних веков;
- воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Формируемые УУД:
- познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывании в устной речи;
- коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материалом.
2. Индивидуальное выполнение тестовых заданий (КИМ стр.48, Тест 33)
Самопроверка, подсчет баллов, самооценка
III. Самоопределение к деятельности
Давайте послушаем стихотворение и определим, о каком времени идет речь? А кто герои этого произведения?
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот пол тыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят
Я не согласен с этим!
IV. Сообщение темы и задач урока
- Действительно, сегодня мы будем говорить о средних веках или о Средневековье. Прочитайте тему нашего урока, записанную на доске.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? (Узнать о средних веках)
- А что бы вы хотели узнать об этом времени? (Кто жил в это время? Когда это было? Как жили тогда? Где жили? Что было интересного придумано в это время? Какие религии существовали в то время?
(На доске вывешиваются карточки с названием темы и с вопросами, которые в ходе урока заменяются на ответы)
-Что мы будем делать для достижения этой цели? (Будем читать, работать с информацией, слушать учителя, думать и т. д.)
- А как вы думаете, где можно получить информацию по нашей теме? (Книги, энциклопедии, учебник, интернет). Сегодня мы будем работать с учебником, с тем материалом, который приготовила я, а дома вы можете найти дополнительный материал по теме и подготовить сообщение к следующему уроку.
V. Открытие нового материала
1.- У каждого из вас есть путевой лист урока по теме «Средневековье», который мы будем заполнять по ходу урока. Заполните титульный лист. Итак, приступаем к работе….
- Первый вопрос, который стоит перед нами – определить, что такое средневековье, и временные рамки этого периода.
- Что означает слово «средний»? (1. Что-то посредственное, непримечательное. Например: средние успехи в работе, учебе. 2. То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине недели.)
- Какое из этих понятий больше подходит для определения эпохи? Почему?
(Подходит второе значение, так как Средние века – это период между Древним миром и Новым временем.)
2. Работа с «лентой времени»
Давайте в путевом листе найдем «Ленту времени» и по ней определим, действительно ли это середина, и период ее существования.
(На ленте времени находят средние века, определяют период и записывают данные. Можно раскрасить период цветными карандашами для наглядности)
Итак, на какой вопрос мы смогли ответить? (на доске вопрос меняется на ответ)
3. Работа по учебнику (Заполнение 1 части путевого листа)
- Давайте поработаем с учебником и попробуем ответить на следующие вопросы.
(Читают текст на стр.15, первый абзац)
- Что узнали из текста? Какую информацию мы можем поместить в путевой лист? (Синхронно на доске появляется эта же информация)
4. Работа в парах
- Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии существовали в тот период истории?
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старые забывали. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Все шире стали распространятся мировые религии. Какие это были религии, мы сейчас и узнаем.
Работа с учебником с. 17-18. Все данные записываются в путевой лист.
1 парта – работает с понятием «христианство».
2 парта – работает с понятием «буддизм».
3 парта - работает с понятием «ислам».
4-5 парты – работает с понятием «иудаизм».
После самостоятельной работы проверяются записи.
V. Физкультминутка (выполняется под музыку)
VII. Продолжение работы по теме.
1. Работа в группах
А сейчас нам необходимо поделиться на группы. Вспомните правила работы в группах. (раздать карточки с правилами).
Следующий вопрос – о рыцарях и замках. Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? (Рыцарь – это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный человек)
- Вы правы. А вот какими были рыцари в Средневековье, узнает группа, которую назовем «Рыцари красной розы», поработав с приготовленными текстами. Ваша задача: распределить сообщения между собой, и подготовиться к комментированию презентации о рыцарях. Сообщения пронумерованы, выступления будут согласно нумерации. Задание вам понятно? Приступайте.
А вторая группа «Рыцари белой розы» будут работать с текстом о замках. Ваша задача – вставить в текст подходящие слова, прочитать получившееся сообщение и затем ответить на вопросы в путевом листе.
(Во время работы групп звучит средневековая музыка)
Проверка работ, демонстрация презентации про рыцарей, замки, заполнение путевого листа.
2.Самостоятельная работа
- Вопрос, который нам осталось осветить – известные изобретения.
- Главным изобретением того времени считают КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Поработайте с текстом самостоятельно и попробуйте ответить на вопросы из путевого листа.
3. Работа с загадками
Отгадав загадки, вы узнаете о наиболее известных открытиях того времени, которыми мы пользуемся до сих пор.
На руке, и на стене,
И на башке в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода. (часы)
Наше место на глазах,
Держимся за ушки,
Любят нас все старички,
Мы обычные... (очки)
У нее одна нога,
А на голове - рога:
Страшный у зверюги вид,
Притаилась и блестит…
Ну, а я совсем не трус,
Взглядом я в нее вопьюсь,
И схвачу ее за ногу.
«Есть хочу!» - скажу ей строго:
Вмиг котлету принесет
И засунет прямо в рот. (вилка)
Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый... (нож)
(Ответы вписывают в путевой лист)
К следующему уроку попробуйте найти сведения, какие еще интересные вещи изобрели во времена Средневековья?
IX. Подведение итогов урока
Посмотрите на свои путевые листы. Все ли заполнили? Достигли мы поставленной цели? Давайте еще раз вспомним все, что сегодня мы говорили о таком интересном времени – эпохе Средневековья.
(Опираясь на записи, заменяем вопросы урока на ответы и формируем кластер, по нему повторяем материал урока).
X.Итог урока
«Проверь себя» (выполнение тестовых заданий в путевом листе.
Если осталось время, то предлагается раскрасить рыцаря и послушать музыку кельтских рыцарей.
XI. Рефлексия
- В конце путевого листа у вас нарисованы три солнышка. Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока.
XII. Д/з учебник с.15-21, в рабочих тетрадях выполнить задания к теме.