Публикации
2023-09-26 10:44 2021 (№ 17-31)

Мунтян Е.Е. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (2 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Мунтян Е.Е. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ по русскому языку «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения» в условиях реализации ФГОС (2 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.

Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.

На базе МБОУ СОШ № 82 осуществляется обучение детей с ОВЗ в форме инклюзивного образования. Для создания специальных образовательных условий и удовлетворения особых образовательных потребностей детей в школе функционирует Психолого-педагогический консилиум. Проводятся коррекционно-развивающие занятия специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). Дополнительно, на параллели каждого класса в начальной школе учителя проводят коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ, помогающие освоить школьную программу, а также развивать все необходимый базовые навыки для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и воображение).

Одним из таких занятий я хочу поделиться с коллегами в этой статье. Это коррекционно-развивающее занятие по русскому языку «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения», в котором собраны различные методы и приемы для успешного закрепления материала детьми с ОВЗ.

Занятие можно адаптировать как на маленькую аудиторию, так и на класс, главное обеспечить обучающихся всеми необходимыми материалами.

Подготовка к уроку.

Каждый ребенок на коррекционно-развивающее занятие должен иметь: тетрадь в линейку, ручку, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, линейку, а также три смайлика.

Педагогу необходимо подготовить раздаточный материал. Все материалы должны быть красочными, рекомендую их раздавать каждому ребенку в емкости (контейнере, стаканчике, блюдце). Для занятия необходимо (на одного ребенка): лист белый А4, вырезанные круг из жёлтой бумаги диаметром 6-7см, желтые полоски длинною 6-7см, ширина 1 см, количество полосок может устанавливать педагог, клей-карандаш.

Описание занятия.

1.Постановка целей и задач занятия, формулировка темы.

- Добрый день, мои солнечные друзья! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Дети показывают смайлики)

- Сейчас для вас я прочитаю загадку, а вам необходимо ее отгадать.

Педагог зачитывает загадку:

Алый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

Где же шар теперь искать?

Подскажи мне, ветер! —

Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

(Ответы детей)

Педагог продолжает:

- Конечно же это Солнце! Сегодня у нас будет по-настоящему солнечный урок, мы с вами создадим настоящую творческий проект «Солнышко из слов»

Педагог знакомит детей с раздаточным материалом и начинает давать инструкцию по выполнению задания. Обязательно необходимо инструкции сопровождать визуализацию всех действий на доске.

- Давайте с вами возьмем круг жёлтого цвета и приклеим его в самом центре альбомного листа.

(Дети выполняют инструкцию педагога)

- Друзья, скажите, готово ли наше солнышко? (ответы детей)

- Нашему Солнышку не хватает лучей, давайте из приклеим. (Дети выполняют инструкцию педагога)

Далее идет основная часть занятия, на котором педагог и познакомит детей с главными и второстепенными членами предложения. Лучи – это слова, которые являются главным членом предложения – сказуемое, а также второстепенными членами предложения (какой? где? куда? и т.п.)

На рисунке показано, как должен выглядеть конечный результат, к которому педагог и обучающиеся должны прийти.

Я назвал это методом «Солнечный круг», когда каждый лучик как слова в предложении связаны между собой.



Солнышко не может светить без лучей поэтому лучики, которые отвечают на вопрос (ы): «что делать? что сделать?» и обозначающие действие предмета находятся рядом с солнышком утром, днем и вечером. Они являются вместе со словом «Солнце» главным членом предложения – сказуемое.

А вот слова, которые отвечают на другие вопросы делают солнце ярче и красивее, эти слова дополняют наше предложение, благодаря им днем солнце может светить жарче, а предложение становится богаче и красноречивее. Но если эти слова убрать, смысл не изменится, солнце все равно будет светить.

Варианты оформления Солнца могут абсолютно разными, главное не потерять структуру и смысл, лучей со словами в каждом направлении множество.

Итогом урока может стать составление нескольких предложений по схеме Солнышко, используя лучи.

Таким образом, данное коррекционно-развивающее занятие выполняет задачи не только по закреплению темы урока «Предложение. Главные члены предложения», но и развивают воображение, память, мышление, письменную и устную речь, пополняет словарный запас. Методику «Солнышко из слов» можно использовать для составления различных предложений, для детей это будет интересно и занимательно.

Библиографический список:

1. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.

2. Менчинская, Н.А. Изучения развития учащихся учителем. Методические рекомендации для учителей начальных классов/ Н. А. Менчинская. – Самара, 1992. – 273с.

3. МБОУ СОШ №82. Психолого-педагогическая школа. Электронный ресурс: https://www.s-82.ru/psihologo-pedagogicheskaya-sluzhba/roditelyam

4. Образовательная социальная сеть. Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/02/03/rabochaya-korrektsionno-razvivayushchaya-programma