Мунтян Е.Е. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (2 КЛАСС)
Библиографическое описание: Мунтян Е.Е. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ по русскому языку «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения» в условиях реализации ФГОС (2 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
На базе МБОУ СОШ № 82 осуществляется обучение детей с ОВЗ в форме инклюзивного образования. Для создания специальных образовательных условий и удовлетворения особых образовательных потребностей детей в школе функционирует Психолого-педагогический консилиум. Проводятся коррекционно-развивающие занятия специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). Дополнительно, на параллели каждого класса в начальной школе учителя проводят коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ, помогающие освоить школьную программу, а также развивать все необходимый базовые навыки для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и воображение).
Одним из таких занятий я хочу поделиться с коллегами в этой статье. Это коррекционно-развивающее занятие по русскому языку «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения», в котором собраны различные методы и приемы для успешного закрепления материала детьми с ОВЗ.
Занятие можно адаптировать как на маленькую аудиторию, так и на класс, главное обеспечить обучающихся всеми необходимыми материалами.
Подготовка к уроку.
Каждый ребенок на коррекционно-развивающее занятие должен иметь: тетрадь в линейку, ручку, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, линейку, а также три смайлика.
Педагогу необходимо подготовить раздаточный материал. Все материалы должны быть красочными, рекомендую их раздавать каждому ребенку в емкости (контейнере, стаканчике, блюдце). Для занятия необходимо (на одного ребенка): лист белый А4, вырезанные круг из жёлтой бумаги диаметром 6-7см, желтые полоски длинною 6-7см, ширина 1 см, количество полосок может устанавливать педагог, клей-карандаш.
Описание занятия.
1.Постановка целей и задач занятия, формулировка темы.
- Добрый день, мои солнечные друзья! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Дети показывают смайлики)
- Сейчас для вас я прочитаю загадку, а вам необходимо ее отгадать.
Педагог зачитывает загадку:
Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер! —
Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете!
(Ответы детей)
Педагог продолжает:
- Конечно же это Солнце! Сегодня у нас будет по-настоящему солнечный урок, мы с вами создадим настоящую творческий проект «Солнышко из слов»
Педагог знакомит детей с раздаточным материалом и начинает давать инструкцию по выполнению задания. Обязательно необходимо инструкции сопровождать визуализацию всех действий на доске.
- Давайте с вами возьмем круг жёлтого цвета и приклеим его в самом центре альбомного листа.
(Дети выполняют инструкцию педагога)
- Друзья, скажите, готово ли наше солнышко? (ответы детей)
- Нашему Солнышку не хватает лучей, давайте из приклеим. (Дети выполняют инструкцию педагога)
Далее идет основная часть занятия, на котором педагог и познакомит детей с главными и второстепенными членами предложения. Лучи – это слова, которые являются главным членом предложения – сказуемое, а также второстепенными членами предложения (какой? где? куда? и т.п.)
На рисунке показано, как должен выглядеть конечный результат, к которому педагог и обучающиеся должны прийти.
Я назвал это методом «Солнечный круг», когда каждый лучик как слова в предложении связаны между собой.
Солнышко не может светить без лучей поэтому лучики, которые отвечают на вопрос (ы): «что делать? что сделать?» и обозначающие действие предмета находятся рядом с солнышком утром, днем и вечером. Они являются вместе со словом «Солнце» главным членом предложения – сказуемое.
А вот слова, которые отвечают на другие вопросы делают солнце ярче и красивее, эти слова дополняют наше предложение, благодаря им днем солнце может светить жарче, а предложение становится богаче и красноречивее. Но если эти слова убрать, смысл не изменится, солнце все равно будет светить.
Варианты оформления Солнца могут абсолютно разными, главное не потерять структуру и смысл, лучей со словами в каждом направлении множество.
Итогом урока может стать составление нескольких предложений по схеме Солнышко, используя лучи.
Таким образом, данное коррекционно-развивающее занятие выполняет задачи не только по закреплению темы урока «Предложение. Главные члены предложения», но и развивают воображение, память, мышление, письменную и устную речь, пополняет словарный запас. Методику «Солнышко из слов» можно использовать для составления различных предложений, для детей это будет интересно и занимательно.
Библиографический список:
1. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
2. Менчинская, Н.А. Изучения развития учащихся учителем. Методические рекомендации для учителей начальных классов/ Н. А. Менчинская. – Самара, 1992. – 273с.