Публикации
2023-11-24 10:25 2023

Сидорова Н.А. СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ)

Библиографическое описание:
Сидорова Н.А. СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ) // Современная начальная школа. 2023. № 9 (52). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/52.pdf.

Игра – основной вид деятельности для детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Дети принимают активное участие в интересных играх, стараются достичь высоких результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражения. Учителю необходимо максимально использовать этот интерес, широко его применять в учебном процессе, развивать в игре потенциал каждого ученика. Использование на уроках словесных игр очень привлекает младших школьников. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ре бенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи учитель может сам варьировать условия игры.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предме тах. Словесная игра требует использова ния приобретенных ранее знаний в новых связях, в но вых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

В младшем школьном возрасте, когда у детей с ОВЗ начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, форми рования мыслительной деятельности.

Перед учителем, стоят такие задачи:

ü учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);

ü выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и разли чия с другими предметами, т. е. сравнивать их;

ü воспиты вать умение классифицировать предметы;

ü приучать рас суждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;

ü приучать приме нять знания в соответствии с обстоятельствами;

ü разви вать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.

Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.

Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспита ния самостоятельности мышления у детей.

Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.

1. Игры, развивающие умение выделять существенные, главные признаки предметов или явлений.

Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые от личают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то не обходимо будет сказать об их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не бу дет главным, отличающим его от табуретки. Главным от личительным признаком в данном случае будет наличие спинки.

Игра «Отгадай-ка»

Цель игры. Учить детей описывать предмет, не гля дя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Учитель напоминает детям, как они на уроке рассказывали о знакомых предметах, загады вали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давай те поиграем. Пусть предметы в нашем классе расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, ко торые находятся в комнате».

Игра «Магазин»

Цель игры. Учить детей описывать предмет, нахо дить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Ход игры. Перед детьми на столе раскладываются различные предметы. Учитель, обра щаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых предметов! Вы их сможете купить. Но чтобы купить, нужно выпол нить одно условие: не называть предмет, а описывать, при этом смотреть на него нельзя. По вашему описанию прода вец узнает ее и продаст вам».

Игра «Да — нет»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры.Учитель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет»». Учитель выбирает водящего, отворачивает его от одноклассников. В это время учитель показывает детям карточку с изображением предмета, или предмет, находящийся в классе. После водящий бу дет спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Дети будут отвечать только двумя словами. Сначала водящим назначается учитель.

После того, как дети загадали предмет, учитель спрашивает: «Этот предмет на полу?» —«Нет». «На сте не?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, учитель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узна ла, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

Игра «Похож — не похож»

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, на ходить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Учитель предлагает им поиграть в новую игру, ко торая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета (можно помочь детям загадать эти предметы, показать предметные картинки) вспомнит, чем они от личаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем.Уменя в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми ле пестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы пере дает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку.

Игра «Кто больше заметит небылиц?»

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нело гичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры. Можно использовать разнообразные фишки для игры. Учитель объясняет пра вила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто за метит небылицу, положит фишку, заметит еще одну не былицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто за метит больше небылиц, тот и выиграет.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Это правда или нет? (Л. Станчев)

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Путаница К. Чуковский

Замяукали котята:

— Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!

А за ними и утята:

— Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата.

Квакать!

Свинки замяукали:

— Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

— Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

— Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

— Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

— Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

— Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал —

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

— Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!

Но веселые зверята —

Поросята, медвежата —

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают.

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

— Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат.

Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать —

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

— Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

— Мур-мур-мур!

Птицы закричали:

— Чик-чирик!

Лошади заржали:

— И-и-и!

Мухи зажужжали:

— Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

— Ква-ква-ква!

А утята крякают:

— Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

— Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

— Баюшки-баю!

— Баюшки-баю!

Радость К. Чуковский

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках.

Шутка 3. Александрова

У нас в переулке есть дом с чудесами, —

Сходите, взгляните — увидите сами:

Под белою шторкой на первом окошке

Лежат и на солнышке греются кошки.

В соседнем окошке, на радость, ребятам,

Пять рыбок серебряных плавают рядом.

А в этом окошке — поют канарейки.

А в этом — вьюнки зеленеют на рейке.

А в этом окошке собака большая

Спокойно лежит, никому не мешая.

Вот девочка с куклой сидит на окошке,

А рядом играет старик на гармошке.

Здесь мальчик читает веселые книжки.

Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

Но знает Володя какое-то слово,

Он шепотом скажет его — и готово!

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?

Как только поделится Вовка секретом,

Я вам напишу непременно об этом.

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Игра «Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифици ровать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры. Учитель, держа в руках мяч, ста новится перед детьми, объясняет правила иг ры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество или форма предмета.

Игра «Кто больше назовет действий?»

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры. Учитель перед игрой проводит корот кую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия». Учитель или дети называют знакомые профессии: дворник, воспитатель, врач, шофер, повар, учитель, полицейский и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Игра «Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые лю дям определенной профессии.

Ход игры. Учитель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы».

Игра «Назови три предмета»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Учитель говорит: «Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я на зову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель»

В этой игре дети учатся относить три видовых поня тия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся на ходить родовые. Например, учитель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Игра «Птицы (звери, рыбы)»

Цель игры. Закреплять умение детей классифици ровать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Учитель берет в руки какой-нибудь пред мет (мяч, кубик и т.д.) и передает его ребенку, говоря: «Вот птица. Что за птица?». Ребенок принимает предмет и бы стро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воро бей»,— отвечает тот и быстро передает предмет следу ющему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это зна чит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Игра «Природа и человек»

Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. Учитель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окру жающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; напри мер, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

Игра «Летает — не летает»

Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети руки кладут на колени. Учитель объясняет правила игры: «Я бу ду называть предметы и спрашивать «летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете ру ки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает». Похлопывая по коленям, учитель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем учитель начинает игру: «Галка летает?» — и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», — и тоже поднимают руки. «Дом летает?» — спрашивает учитель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет.

Игра «Семья»

Цель игры. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово.

Ход игры. Учитель придумывает рассказ. Каж дый играющий получает в этом рассказе роль. Если рас сказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, по езд, чемодан, билет и т. д.

Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовре мя, то должен стать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.

Вначале нужно рассказывать медленно, в определен ных местах делать небольшие паузы. Игру можно услож нить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль на зывать чаще. В этом случае ребенок должен быть особен но внимательным.

Примечание. По типу этой игры можно проводить и другие игры, например: детям даются названия различ ных цветов, фруктов. В свой рассказ воспитатель вклю чает их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, мо гут покружиться и т. д.

Игра «Наоборот»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Учитель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, ска зать слово, противоположное по смыслу, и снова отбро сить мяч учителю (вперед —назад, направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над—под, внут ри— снаружи, дальше — ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый —левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложе нию учителя хором произносят нужное слово.

Игра «Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — сло во, близкое по значению.

Ход игры. Учитель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает учитель. Дети называ ют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, учитель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Учитель может по аналогии с этой игрой разрабо тать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Игра «Кто больше знает?»

Цель игры. Развивать память детей, их знания о предметах, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Учитель говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использо вать?» Ответы детей: «Пить чай, поливать цветы, изме рять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши» и т. д. «Правильно, — подтверждает учитель и, если нужно, дополняет ответы детей. — Теперь давайте поиг раем. Я буду называть различные предметы, а вы вспом ните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше». Учитель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

Литература:

1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под редакцией С.Г. Шевченко – Москва: АРКТИ, 2001.

2. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2005.-59 с.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. / Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: «Просвещение», 1977.