Сеитасанова З.И. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Сеитасанова З.И. Основные формы проведения нестандартных уроков в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.
Актуальность проблемы. Современный образовательный процесс направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и интереса к учёбе. В связи с этим актуализируется потребность в использовании таких инструментов организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, как нестандартные уроки, которые направлены на повышение продуктивной умственной деятельности и познавательной активности обучающихся в постоянно изменяющихся условиях.
Целью данной работы является раскрытие методики проведения основных форм нестандартных уроков в начальной школе.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить множество форм проведения нестандартных уроков. Их классификация даёт представление о целях, задачах, методике подготовки и проведения таких занятий [12, с 233].
Перечень форм нестандартных уроков достаточно широк. В методической литературе предлагается несколько различных подходов к их классификации.
Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-путешествие, урок-КВН, урок-концерт, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-конференция, урок-интервью, урок-тренинг, урок-знакомство, урок-проба на роль и т.п.
Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности;
− на основе игровой деятельности: игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, наличие субъект-объектных отношений), ролевые игры (наличие имитируемой жизненной ситуации, распределение ролей);
− на основе исследовательской деятельности: познавательно-исследовательские занятия (индивидуальная работа учащихся), проблемно-лабораторные занятия (групповая деятельность учащихся), практические занятия (коллективная деятельность класса);
− на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа учащихся), направляемые (структурированные) дискуссии (групповая работа учащихся), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
Щенев В.А. использует традиционную классификацию уроков, дополняя их нестандартными формами и приёмами:
− урок формирования новых знаний (уроки-путешествия, уроки-исследования, учебные конференции, уроки-инсценировки, интегрированные уроки);
− уроки повторения и обобщения знаний (внеурочные занятия, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки в форме КВН);
− уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой или ролевой игрой, практикумы);
− уроки проверки и контроля знаний и умений (обобщающие викторины, презентация и защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).
Оцабрик И.В. в основе классификации нестандартных уроков предлагает интерактивные технологии обучения:
− кооперативное обучение (предполагает сотрудничество учащихся в группах: «Сократовская» беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей, аквариум и др.);
− коллективно-групповое обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);
− обсуждение дискуссионных вопросов («Неоконченная цепочка», «Займи позицию», диспут и др.) [12, с 233].
На занятиях в начальных классах можно использовать следующие формы нестандартных уроков:
– бинарные (интегрированные уроки) – уроки, сочетающие уроки эстетического цикла с любым другим предметом: «Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов» (музыка и изобразительное искусство), «Хоровод. Построения хороводов» «Танец Полька» (музыка и ритмика);
– уроки-соревнования: викторина, кроссворд, конкурсы, деловая или ролевая игра, урок-КВН и т.д.;
– уроки в форме внеклассной работы: театрализованные уроки, инсценирование, концерты, мастер-классы, творческие отчеты, поиск истины, аукционы, диалоги и многие другие;
– уроки, которые имитируют культурные мероприятия: виртуальные (заочные) экскурсии и путешествия;
– уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, уроки-«погружения» и другие [14, с.4].
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков форм проведения нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Рассмотрим наиболее распространенные формы нестандартных уроков в начальной школе:
Урок-путешествие.Такое занятие проводится в форме виртуального путешествия. Урок может сопровождаться эмблемами, картой путешествия, а также остановочными пунктами, станциями контроля и прибытия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Вначале урока определяется транспорт для путешествия – автобус, самолет, летучий корабль, машина времени, ковер-самолет и т.д. Экскурсоводом во время путешествия может быть учитель или заранее подготовленный ученик. Урок построен в виде практических исследований, работы с различными наглядными пособиями. Урок-путешествие требует предварительной подготовки, логической завершённости, взаимосвязи между собой каждого этапа урока с его изначальной идеей.
Урок-сказка. Такой вид нетрадиционного урока проводится в I-II классах чаще всего при обобщении и систематизации знаний по изучаемой теме. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. Урок обычно сопровождает завязка в виде необычной ситуации, проблемного вопроса, загадки, появления сказочного героя. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы учителя по изученному материалу, открывают новый знания по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.
Урок-КВН. Проводится в форме соревнования между командами. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд (рекомендуется по теме урока), девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание». Приглашается жюри (родители или педагоги). Этапами урока являются чередующиеся задания для команд: разминка, практические задания, конкурс капитанов, физминутки. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.Вконце урока определяется команда-победитель, подводятся итоги.
Урок-викторина.Занятие похоже на урок-КВН, отличительна особенность в том, что учащиеся на таком уроке работают не по командам, а индивидуально. Учебной задачей данных уроков является повторение и обобщение учебного материала. Коллективные виды работы во время проведения викторины делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени. Викторины можно проводить также при опросе домашнего задания, при закреплении темы, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес»[6, с.59].
Урок-игра.Данный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», «Умники и умницы», «Крестики-Нолики» и т.д. Такое занятие проводятся с целью – обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по учебному материалу [6, с.60].
Уроки – деловые игры.Воснове игры лежит создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным, а также предполагается такие роли учащихся, которые позволят им осмыслить, пережить и освоить новые функции. Отличительными свойствами урока-деловая игра являются: имитация в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры; различие интересов у участников игры и появление проблемных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива; поэтапное уточнении фактов, информации (выполнение заданий текущего этапа, влияет на дальнейший ход игры); контроль игрового времени; элементы соревновательности; учёт результатов деятельности; система оценки хода и результатов игры.
Уроки – ролевые игры.Особенность ролевой игры в отличие от деловой заключается в более узком комплексе составляющих частей, основу которых представляет целенаправленная деятельность учащихся в имитируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и предложенными ролями.Такие игры могут проводиться в форме воображаемых путешествий, дискуссий, пресс – конференций и т.д.
Урок – кроссворд.Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по одной или нескольким темам. Работа может сопровождаться игрой, когда сами сказочные герои будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующее задание кроссворда.
Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных и меж предметных связей в усвоении основ наук.
Театрализованные уроки.Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению (сюжету, событию), либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений.
Уроки с групповыми формами работы. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его совместно под непосредственным руководством руководителя группы или педагога.
При подготовке к уроку необходимо обратить внимание на учебный материал и задания урока, они должны быть достаточно проблемными, дискуссионными, спорными и допускать различные мнения, вызывать неоднозначные позиции.
Нестандартные уроки в начальных классах богаты различными формами организации учебной деятельности. Все описанные нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только эффективно влияют на формирование познавательного интереса младших школьников, а также дают возможность развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – М.: Издательский центр,1998. – № 4. – С. 47-52.
2. Вингливскт Н.Н. Элементы интерактивной методики – каждому уроку. – М.: Издательский центр, 2002. – № 1. – С. 149 -158.
3. Демьянков Е.Н., Павлов А.А. Нетрадиционные формы уроков [Текст] / Демьянков Е.Н., Павлов А.А. // Научно-практический журнал «Школьные технологии», 2016. – №3. – С.83-88.
4. Зеленская Е., Грицаненко С. Практическое использование интерактивных методов обучения [Текст] / Зеленская Е., Грицаненко С. // Начальная школа. – 2009. – №2. – С.12.
5. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах// – М.: Начальная школа,1989. – №9. – С.8-10.
6. Канакина В.П. Радость познания в слове[Текст]: / В.П. Канакина – М.: «Новая школа», 1996. – с.120
7. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа: пособие для учителя / В. С. Кукушкин. - Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 379 с.
8. Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе Часть 1. Издательство: Учитель, 2002. – 160c.
9. Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших пед. учеб. заведений. — Воронеж: Учитель, 2006. — 175 с.
10. Купалова А.Ю. Никаноров В.В. Комбинированный урок нетрадиционного типа //М.: Начальная школа, 1992. — С.148-152.
11. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.: Педагогика,1985. – 191с.
12. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист, – 1992. – №2. – С. 221.
13. Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике // Зарубежная литература. Издательский центр – 2005. – № 8. – С. 28 – 31.
14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие; M.: Владос, 2008. – 464 с.
15. Савинова С. В., Гугучкина Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) / Авт. – сост. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 85с.
16. Сычёва Г.Н Нестандартные уроки в начальной школе /Г.Н. Сычёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 172с.
17. Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: учеб.-методическое пособие / Н. Б. Троицкая. - 3-е изд., стер. – М: Изд. «Дрофа», 2006. – с.139.
18. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О. В. Трофимова // Научно-теоретический и методический журнал. – М.: Изд-во «Школьная пресса», 2003. – № 1. – С.16-22.