Горшенева Лидия Альбертовна воспитатель МКОУ Хреновская СОШ № 2 им. Левакова, с. Хреновое, Бобровский район, Воронежская область
Социальный проект «Покормите птиц зимой»
Паспорт проекта. Вид проекта: социальный проект Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели. Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, педагоги и родители воспитанников. Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Александр Яшин
Птицам особенно трудно выживать в суровые морозные дни. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц - в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка - это десятки спасенных птичьих жизней.... И каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым друзьям!
Конечно, подкармливая птиц, мы не спасём всех, но, благодаря нашей помощи, до весны их доживет намного больше. Птицы нам очень нужны, и мы заботимся о них каждую зиму.
Актуальность.
Большое количество птиц гибнет зимой, и человек может помочь им пережить холод и голод.
Цель проекта:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Задачи проекта:
Ø Развивать познавательный интерес к родной природе.
Ø Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Ø Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Ø Развивать коммуникативные способности.
Ø Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Ø Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Принципы реализации проекта:
Дети дошкольного возраста эмоциональны, любознательны, отзывчивы на все новое.
Принцип индивидуализации - образовательного процесса, обеспечивает каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты, преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.
Принцип системности - материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.
Принцип доступности - близкая возрасту тематика, простота, доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания бесед, рассказов и игр интересам детей.
Культурологический принцип - приобщение к культуре родного края (в том числе и экологической).
Принцип преемственности - предполагает разновозрастное сотрудничество.
Методы и приёмы проекта:
· Метод изучения (сбор информации, работа с литературой и интернет – источниками);
· Метод наблюдения (экскурсии);
· Творческая и практическая работа;
· Метод анализа и обобщения (обработка собранной информации).
Формы организации проекта:
· Беседы, занятия;
· Развивающие дидактические игры;
· Рассматривание иллюстраций, открыток;
· Изготовление кормушек;
· Выставка детских работ.
Ожидаемые результаты:
· Заботливое отношение к живой природе.
· Совершенствование уровня знаний детей об окружающем мире, о зимующих птицах, об их внешнем виде, повадках.
· Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
· Пополнение словарного запаса.
· Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
· Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах, желании им помогать в зимний период.
· Изготовление родителями кормушек для птиц.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Цель
Содержание
I Подготовительный
1. Способствовать познанию детьми жизни птиц, их повадок и стиля поведения. Воспитать интерес к оказанию помощи братьям нашим меньшим в суровых условиях зимы.
2. Разработать и систематизировать дидактический и практический материал, способствующий проявлению интереса и обретению новой информации о птицах зимой у детей.
1. Наблюдение за птицами.
2. Рассматривание картинок.
3. Беседа «Человек в жизни птиц».
4. Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
5. Подбор музыки – аудиозаписей голосов птиц.
6. Подбор видеоматериалов о зимующих птицах.
7. Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»
II Основной
1. Создать условия для обогащения знаний детей о жизни птиц зимой.
2. Пробуждать интерес и любовь ко всему живому вокруг нас.
3. Привлечь родителей к практической деятельности, направленной на воспитание любви к родной природе.
1. Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах?»
2. Дидактические игры «Чьи следы?», «Отгадай и назови», «Что за птица?», «Четвертый лишний».
3. Экскурсия «Столовая для птиц».
4. Изготовление кормушек с родителями из бросового материала.
5. Рисование цветными карандашами и красками: «Сорока – белобока», «Птичий двор», «Стайка воробьев», «Снегири на ветке рябины», «Синички».
6. Аппликация «Сказочная птица», «Синички».
7. Лепка птиц.
8. Презентация «Перелётные и зимующие птицы».
9. Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..», «Я по дереву стучу…»
10. Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
III Заключительный
1. Вызвать эмоциональный отклик у детей, интерес к общественной жизни.
2.Подвести итоги проекта.
1. Выставка кормушек «Птичья столовая».
2. Вывешивание кормушек для птиц на территории детского сада.
3. Выставка детских работ «Птицы – наши друзья».
4. Наблюдение за птицами в кормушках.
Результат проекта.
Для воспитанников:
1. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
2. Повышение экологического сознания у всех участников проекта и воспитание бережного отношения к природе родного края.
Для родителей:
1. Повышение активности к заботе и помощи пернатым друзьям в зимнее время.
2. Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.
3. Готовность к сотрудничеству.
Для педагогов:
1. Удовлетворенность от результатов своей деятельности.
2. Новые проекты, перспективы.
3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
4. Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет - конкурсах.
Заключение.
В результате проекта работа получилась интересной и познавательной. Проектная деятельность, спланированная с учётом интеграции всех областей, помогла детям освоить и осмыслить новые знания, умения и желания, расширяя кругозор и представления о зимующих птицах.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, стенгазеты о птицах. Укрепились детско-родительские отношения.
Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.
Но главное - дети усвоили то, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.