Осинкина О.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «КОСМОС ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ»
Библиографическое описание: Осинкина О.В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе «Космос далёкий и близкий» // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.
Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: здесь правит техника и товаром выступает информация. Недаром же говорят, что 21 век — век информационных технологий.
То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально.
Мы покоряем космос уже не в околоземном пространстве, а отправляем свои исследовательские мини-станции на Марс, ведется разведка Сатурна, Юпитера. Когда-то об этом можно было прочесть только в фантастических книгах. Сегодня Космос покоряют не только космонавты, но и звёзды телеэкрана.
Актуальность проблемы заключается в том, что в классе учитель даёт всем обучающимся одинаковые знания, а воспринимают знания не все.
Гипотеза: считаю, что в процессе исследовательской и проектной деятельности у учащихся формируется интерес к учёбе, повышается познавательный интерес.
Теоретическая и практическая значимость: данную исследовательскую работу рекомендуем разместить на сайте школы, использовать материал для выступления на МО и пед. совете школы.
Цель: создание условий для развития самостоятельной проектной деятельности обучающихся под руководством педагога, направленной на углубление знаний детей о космосе, о космонавтах.
Задачами проекта являются:
- формировать у детей представления о космосе, устройстве нашей Вселенной;
- расширить знания детей о космонавтах, о полете первого космонавта в космос;
- воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
- воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;
- развивать творческие способности детей, внимание, память, воображение;
- повысить самостоятельность детей в ходе работы над проектом;
- развивать у обучающихся навыки продуктивной групповой работы, основанные не только на личных симпатиях и дружбе, но и на деловых качествах.
Методы исследования:
Эмпирические –анкетирование;
теоретические – анализ научной литературы.
Проект длился 1 неделю. В него входили:
1. Сочинение о космосе с использованием материала из энциклопедии на уроке русского языка. Дать определение понятию «Космос» и «Космонавтика».
В ходе работы учащиеся узнали, что слово "Космос" пришло к нам из Древней Греции. По-гречески «Космос» - это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). Философы Древней Греции понимали под словом "космос" мироздание, рассматривая его как упорядоченную гармоничную систему. С начала космической эры (с 1957 г.) слово «космос» приобрело ещё одно значение, связанное с осуществлением давней мечты человечества о космических полётах. В таких терминах, как «космический полёт» или «космонавтика», космос противопоставляется Земле. В современном понимании космос есть всё находящееся за пределами Земли и её атмосферы. В своей работе мы приняли для понятия «Космос» второе определение, т.е. пространство за пределами нашей планеты. Нам интересны достижения человечества, направленные на стремление людей покинуть Землю и отправиться в космический полет. Также с современным понятием космоса в наше время неразрывно связана Космонавтика—искусство мореплавания, кораблевождение. Другими словами, космонавтика –это наука и технология космических полётов.
2. Презентация и защита своей работы на уроке окр. мира. Расширить свои знания об исследователях, ученых, конструкторах, испытателях, которые занимались изучением космоса в разные периоды человеческой истории. Работа велась группами. У каждой группы (сами ребята выбирали) была своя тема. В презентацию ребята включили интересные вопросы – викторина о космосе.
Вывод: Творческое задание очень понравилось всем обучающимся, но трудности возникли при работе на компьютере – создание презентации. Ребята находили интересный материал в интернете и вместе с родителями выбирали интересную и полезную информацию.
3. На уроке изобразительного искусства- нарисовать рисунок на тему: «Космос моими глазами».
Я хотел бы слетать на Луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной Вселенной.
Фантазии детей не было предела: они нарисовали и космические корабли будущего, и себя в космосе. Некоторые ребята нарисовали ещё и компьютерные рисунки на тему «Космос».
4. Технология – ребятам предлагалось выполнить поделку в любой технике и принять участие в конкурсе.
Ребята вместе с родителями выполнили интересные поделки.
5. Создание плаката «Экология в космосе».
«Планета, есть колыбель разума,
Но нельзя жить вечно в колыбели»
К. Циолковский
Космическое загрязнение – большая проблема человечества. Если не будут приняты меры по его снижению, то закончатся полеты на орбиту. Так остановится освоение космического пространства. Радиоактивное и электромагнитное излучение, мусор из космоса наносят урон Земле.
На данном этапе проекта ребята изучили материал по проблемам загрязнения космического пространства, создали плакат, в котором отразили экологические проблемы и призыв к разумному освоению космического пространства.
Анкетирование
Работа над проектом была для учащихся и родителей очень увлекательна. По окончании проекта ребятам предлагалось ответить на вопросы: (принимали участие 22 человека)
- Что нового вы узнали, принимая участие в проекте?
Ответы были разнообразными: узнал об истории покорения космоса; узнал о первой женщине-космонавте, о космических кораблях и конструкторах.
-Какое задание тебе понравилось? (Создавать презентацию, искать информацию в интернете, рисовать космос)
-Какое задание оказалось сложным? (Писать сочинение)
Заключение:
Данная форма организации проекта позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей. Были созданы условия для развития самостоятельной проектной деятельности обучающихся. Дети были заинтересованы и получили новые знания о космосе и космонавтах.