Климова Л.Г., Овсянникова С.Г. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Климова Л.Г., Овсянникова С.Г. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Для детского восприятия лирические произведения в стихотворной форме являются наиболее трудными, потому что лирические стихи, как правило, написаны не конкретно для детей. Большое количество различных выразительных средств и сложные синтаксические обороты, присущие лирическим произведениям, внутренний духовный мир героя, отсутствие исторических событий требуют установки особого контакта и отношений с читателем. А в случае, когда читателем является ученик начальных классов, к изучению лирических стихов требуется особый подход.
Учитель тщательно и многократно подбирает способы подачи произведения. Для того, чтобы заинтересовать школьников, используется приём сообщения интересных фактов, когда учитель рассказывает интересные моменты, которые послужили написанию произведения, создает такой душевный настрой, который соответствует художественному восприятию стихотворения. Сообщая биографические сведения поэта, учитель как бы вводит учеников в атмосферу жизни поэта, в обстановку и условия создания.
Удачным способом представления таких сведений служит заочная экскурсия по местам жизни и творчества поэта. В этом случае очень уместно использовать технические средства обучения: посмотреть с детьми кинофрагменты, видеоролики.
Видеть красоту и прелесть природы нужно тоже учить. Следует регулярно проводить экскурсии, прогулки в парк или просто постоять на школьной аллее. Во время таких прогулок отмечаем с детьми нежность и трепет берёзовых листочков, голубоватый оттенок снега в тени и розоватый на солнышке, запах утреннего воздуха и восторг от радуги.
Не секрет, что от первого восприятия стихотворения ребёнком зависит, тронет ли оно его душу, разбудит ли чувства или оставит равнодушным. Поэтому учителю важно не только представить нужный материал во вступительной части, но и своим темпом речи, тембром, тоном, соответствующими тональности стихотворения, как бы подготовить школьника к восприятию произведения.
Учитель настраивает детей, что прочитать лирическое стихотворение не так уж и просто. Нужно не только самому пережить наслаждение, но и так прочесть его вслух, чтобы слушатели тоже приняли мысли и чувства поэта. Первое чтение обычно принадлежит учителю. Либо можно использовать аудиозапись чтения актером. Главное, чтобы ученика захватили чувства, чтоб создался лирический настрой.
Не нужно задавать вопросы ученикам при первичном чтении стихотворения. Учебники следует перед чтением закрыть, чтобы ни текст, ни иллюстрации не отвлекали внимание детей. Ничто не должно отвлекать от восприятия поэтического слова.
Начиная анализ, сначала даем обучающимся возможность перечитать произведение. Рекомендуется анализ стихотворения начать с вопросов о чувстве, которое возникло при слушании, побеседовать, какие пейзажи представляли. Чтобы произведение не потеряло своего поэтического очарования, не надо переусердствовать в стремлении сделать стихотворение абсолютно понятным, проанализировав каждую строку.
Стоит придерживаться таких этапов при анализе композиции:
ü выделение основных частей;
ü определение значения каждой части;
ü определение эмоционального настроя;
ü нахождение «ударных» слов.
При анализе лирического произведения с младшими школьниками хорошо зарекомендовал себя метод словесного рисования. Эта работа эффективно проходит в группах. Одной группе предлагаем, например, рассказать о чувствах, возникших в вашей душе; другая группа получает задание нарисовать словесную картину к тексту. Особое внимание уделите описанию красок, которые будете использовать. Третьей группе можно предложить работу с выразительными средствами, подбор эпитетов к заданному слову, нахождение в тексте метафор и сравнений. Четвёртая группа может выразить своё отношение к прочитанному, к воображаемой словесной картине.
Работа над лирическим произведением предусматривает творческое домашнее задание. Можно предложить узнать интересные факты из жизни автора, найти другие стихотворения этого поэта, проиллюстрировать произведение, выучить наизусть выбранное стихотворение и рассказать на следующем уроке, чтоб звучало оно с душой и от души.