Публикации
2023-09-01 13:30 2020 (№ 3-16)

Андреева О.А. ВОЛОНТЁР – ЭТО ЗДОРОВО!

Андреева Ольга Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа#nbsp;— детский сад М. Монтессори», п. Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область

Библиографическое описание: Андреева О.#nbsp;А.#nbsp;Волонтёр#nbsp;— это здорово! // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

С#nbsp;2016#nbsp;г.#nbsp;в МБОУ «Начальная школа#nbsp;— детский сад М. Монтессори» п. Октябрьский, Устьянского района, Архангельской области реализуется муниципальный инновационный проект «Апробация и#nbsp;внедрение технологий эффективной социализации личности Н.#nbsp;П.#nbsp;Гришаевой в#nbsp;практику работы#nbsp;ОУ». Данные технологии позволяют эффективно сформировать и#nbsp;развить у#nbsp;ребёнка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность#nbsp;— качества, необходимые не#nbsp;только для#nbsp;успешной адаптации и#nbsp;обучения в#nbsp;школе, но#nbsp;и#nbsp;для жизни в#nbsp;современном обществе [1, 3].

Предполагаемая система социализации включает ряд технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и#nbsp;по#nbsp;отдельности:

—#nbsp;Клубный час;

—#nbsp;Проблемные педагогические ситуации;

—#nbsp;Ежедневный круг рефлексии;

—#nbsp;Дети#nbsp;— волонтёры;

—#nbsp;Социальные акции;

—#nbsp;Ситуации месяца;

—#nbsp;Работа с#nbsp;родителями.

С#nbsp;детьми дошкольного возраста реализуются все представленные технологии, а#nbsp;с#nbsp;учащимися начальной школы мы#nbsp;активно включились в#nbsp;реализацию технологий: «Социальные акции» и#nbsp;«Дети-волонтёры».

Вашему вниманию я#nbsp;представлю опыт работы по#nbsp;реализации технологии «Дети#nbsp;— волонтёры».

2018 год был объявлен в#nbsp;нашей стране годом добровольца (волонтёра). Сегодня в#nbsp;волонтёрскую деятельность активно вовлекаются школьники среднего и#nbsp;старшего звена. Новизна нашей работы заключается в#nbsp;том, что волонтерское движение мы#nbsp;организовали в#nbsp;условиях детского сада и#nbsp;начальной школы, что в#nbsp;свою очередь позволяет решать задачи преемственности в#nbsp;развитии личности на#nbsp;уровне дошкольного и#nbsp;начального общего образования.

Технология «Дети-волонтёры» способствует воспитанию духовно#nbsp;— нравственной личности с#nbsp;активной жизненной позицией и#nbsp;творческим потенциалом, способной к#nbsp;самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с#nbsp;другими людьми.

Для#nbsp;реализации технологии «Дети#nbsp;— волонтёры» мы#nbsp;поставили перед собой следующие задачи [2, 3]:

ü расширить представление всех участников образовательных отношений о#nbsp;волонтёрском движении;

ü сформировать команду участников волонтёрского движения из#nbsp;числа педагогов, родителей и#nbsp;детей;

ü вовлечь учреждения социального окружения в#nbsp;реализацию технологии;

ü разработать цикл добровольческих мероприятий, направленных на#nbsp;воспитание у#nbsp;детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности;

ü развивать навыки общения в#nbsp;разновозрастном коллективе;

ü развивать самостоятельность и#nbsp;ответственность у#nbsp;младших школьников;

ü в#nbsp;соответствии с#nbsp;ФГОС НОО формировать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Главное условие#nbsp;— организовать такую волонтёрскую деятельность младшего школьника, чтобы ею#nbsp;занимались именно обучающиеся. Ведь младший школьный возраст является наиболее чувствительным для#nbsp;успешной социализации личности. Ребёнок этого возраста начинает сознательно усваивать ценности, социальные роли, правила и#nbsp;нормы общества, представителем которого он#nbsp;является.

Внедрение технологии «Дети#nbsp;— волонтёры» в#nbsp;практику работы#nbsp;ОО осуществляли поэтапно:



I#nbsp;этап#nbsp;— подготовительный

Изучение теоретических аспектов детского волонтёрства

II#nbsp;этап#nbsp;— организационный

Задачи которого заключались в#nbsp;мотивировании детей на#nbsp;волонтёрскую деятельность

III этап#nbsp;— практический

Путешествие в#nbsp;мир добрых дел и#nbsp;поступков. Развитие волонтёрского движения через проведение добровольческих мероприятий и#nbsp;акций.



На#nbsp;первом подготовительном этапе работы мы#nbsp;организовали деятельность творческой группы, из#nbsp;числа заинтересовавшихся данной технологией педагогов, где познакомились с#nbsp;технологией Н.#nbsp;П.#nbsp;Гришаевой «Дети-волонтёры».

На#nbsp;втором этапе работы организовали непосредственную работу с#nbsp;учащимися по#nbsp;ознакомлению с#nbsp;волонтёрским движением:

1. Провели классные часы на#nbsp;тему добра: «Что такое добро?», «Легко#nbsp;ли быть добрым?», «Все мы#nbsp;разные, но#nbsp;мы#nbsp;вместе».

2. Средством воспитания нравственных качеств стало чтение художественной литературы с#nbsp;последующим обсуждением поступков героев. Ребята читают на#nbsp;уроках литературного чтения, дома ведут читательские дневники. Доброй традицией становится участие в#nbsp;читательских акциях:

§ Межрегиональная акция «Друг детства#nbsp;— Виктор Драгунский»;

§ Всероссийская сетевая акция «Читаем Чехова вместе»;

§ Всероссийская акция «200 минут чтения: Сталинграду посвящается»

В#nbsp;международный день волонтёра (5#nbsp;декабря) приняли участие во#nbsp;Всероссийской акции «День доброй воли» / «Добрые уроки» и#nbsp;посмотрели фильм «Волонтёры будущего» (слайд).

3. Провели ряд внеурочных мероприятий: «Добро не#nbsp;уходит на#nbsp;каникулы», «Дари добро», «Мы#nbsp;все одна семья» (беседа к#nbsp;дню народного единства).

4. С#nbsp;целью повышения компетентности родителей в#nbsp;вопросах волонтёрского движения провели родительское собрание по#nbsp;теме «Воспитание доброго и#nbsp;отзывчивого ребёнка».

Итогом данной работы стал классный час «Волонтёры, как стиль жизни», на#nbsp;котором мы#nbsp;с#nbsp;детьми постарались ответить на#nbsp;следующие вопросы:

ü Кто такой волонтёр?

ü Какими качествами должен обладать волонтёр?

ü Определили правила, которые должны соблюдаться детьми#nbsp;— волонтёрами

Правила волонтёра

Волонтёр всегда готов прийти на#nbsp;помощь;

Будь вежливым, добрым, терпеливым. Здоровайся при встрече и#nbsp;прощайся при расставании;

Найди того, кто нуждается в#nbsp;твоей поддержке#nbsp;— помоги ему;

Учи тому, что умеешь сам;

Доводи начатое дело до#nbsp;конца.

ü Совместно с#nbsp;детьми разработали символ волонтёрского движения нашего класса.



В

ера в#nbsp;успех начатого дела

О

тветственность

Л

юбовь к#nbsp;делу

О

тзывчивость

Н

еобходимость

Т

рудолюбие

Е

динство

Р

адость от#nbsp;выполненного дела

Т.е. мы#nbsp;узнали, что волонтёрство основывается на#nbsp;добровольном труде и#nbsp;не#nbsp;требует оплаты. Его мотив не#nbsp;материальное поощрение, а#nbsp;удовлетворение социальных и#nbsp;духовных потребностей.



Пояснение:

Руки обозначают, что только вместе взявшись за#nbsp;руки, нам не#nbsp;страшны никакие препятствия.

На#nbsp;руках лежит раскрытая книга. Она является источником знаний, которые получают школьники и#nbsp;могут передать их#nbsp;другим.

Из#nbsp;центра книги «растёт» цветок#nbsp;— символ нового дела.

В#nbsp;центре сердце, обозначающее любовь к#nbsp;любому делу.

Лепестки окрашены в#nbsp;различные цвета:



Жёлтый#nbsp;— мы#nbsp;выступаем за#nbsp;защиту животных.

Красный#nbsp;— внимание и#nbsp;поддержка к#nbsp;людям, в#nbsp;особенности к#nbsp;детям с#nbsp;ограниченными возможностями здоровья.

Зелёный#nbsp;— охрана растительного мира на#nbsp;планете Земля.

Синий#nbsp;— охрана воды и#nbsp;воздуха.

Коричневый#nbsp;— забота о#nbsp;земле, на#nbsp;которой твёрдо стоит человек.

ü Разработали вместе с#nbsp;детьми оформление и#nbsp;содержание «Личной книжки волонтёра», которую получил каждый волонтёр из#nbsp;нашего отряда.

На#nbsp;третьем практическом этапе мы#nbsp;отправились «делать добрые дела», т.#nbsp;е. реализовывать конкретные мероприятия, которые мы#nbsp;объединили в#nbsp;группы (результаты работы представлены в#nbsp;таблице 1):

«Поможем малышам»

«Играем вместе»

«Научим тому, что умеем сами»

«Дарим приятные сюрпризы»

«Участвуем в#nbsp;акциях, конкурсах»



Таблица 1. «Добрые дела»

Дата

Класс

Мероприятие

Ноябрь#nbsp;— декабрь 2017

4

«Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся изготовили своими руками дидактические игры по#nbsp;развитию математических представлений и#nbsp;подарили их#nbsp;дошкольникам.

Май 2018

4

«Участвуем в#nbsp;акциях, конкурсах»

Взаимодействие с#nbsp;социумом#nbsp;— «Управлением культуры, спорта, туризма и#nbsp;молодёжи администрации#nbsp;МО «Устьянский муниципальный район»

Участие школьников в#nbsp;организации и#nbsp;проведении молодёжного автопробега «Путь Победы»

Декабрь 2018

1

«Играем вместе», «Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся 1 класса изготовили своими руками книжку#nbsp;— малышку к#nbsp;произведению Е. Трутневой «Времена года» и#nbsp;подарили её#nbsp;малышам. Прочитали для#nbsp;малышей стихи о#nbsp;временах года.

22#nbsp;марта 2019

1

«Научим тому, что умеем сами», «Наша малая Родина»

(Совместное мероприятие с#nbsp;дошкольниками из#nbsp;старшей группы «Гномики»)

Дошкольники рассказали об#nbsp;истории#nbsp;п. Октябрьский (когда создан, как назывался ранее, какие есть достопримечательности).

Школьники в#nbsp;ответ рассказали о#nbsp;школьных правилах. Показали пример, как надо работать на#nbsp;уроках. Прочитали стихи, рассказали о#nbsp;растительном мире Устьянского района.

Май, 2019

1

«Участие в#nbsp;акциях, конкурсах»

Приняли участие в#nbsp;акции «Раздельный сбор»

11#nbsp;сентября 2019

2

«Поможем малышам»

«Трудовой десант»#nbsp;— учащиеся совместно с#nbsp;классным руководителем после окончания всех уроков разносили привезённый песок в#nbsp;песочницы на#nbsp;участки детского сада.

25#nbsp;сентября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы»

«Доброе дело»#nbsp;— школьники своими силами изготовили закладки для#nbsp;первоклассников#nbsp;— маленьких соседей по#nbsp;школе. Стали готовиться к#nbsp;мини#nbsp;— концерту для#nbsp;их#nbsp;вручения.

25#nbsp;октября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы», «Мини#nbsp;— концерт для#nbsp;первоклассников».

В#nbsp;первый класс шагаешь смело и#nbsp;улыбка до#nbsp;ушей,

Пожелаем вдохновения, самых красочных идей!

Такими словами учащиеся класса начали мини-концерт для#nbsp;ребят из#nbsp;1 класса МБОУ «ОСОШ"2». Рассказали стихи, спели песню и#nbsp;подарили закладки, сделанные своими руками.

30#nbsp;октября 2019

2

«Научим тому, что умеем сами»

Квест#nbsp;— игра «Мы#nbsp;— будущие первоклассники». Волонтёры из#nbsp;команды начальной школы пригласили детей подготовительной группы в#nbsp;школу и#nbsp;провели для#nbsp;них квест «Вы#nbsp;— будущие первоклассники», на#nbsp;котором познакомили младших товарищей со#nbsp;школьными правилами, провели увлекательные уроки.

7#nbsp;ноября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы»

Книги#nbsp;— наши друзья. Школьники пришли к#nbsp;выводу, если не#nbsp;беречь книги, то#nbsp;они прослужат недолго. На#nbsp;группе продлённого дня «лечили» книги.

5#nbsp;декабря 2019

2

«Участвуем в#nbsp;акциях, конкурсах»

Школьники приняли в#nbsp;акции «Добрые уроки», смотрели фильм «Волонтёры будущего».

18#nbsp;декабря 2019

2

«Участвуем в#nbsp;акциях, конкурсах»

Создание агитационных листовок «Не#nbsp;рубите ёлки#nbsp;— берегите лес» и#nbsp;распространение их#nbsp;в#nbsp;общественных местах: магазины, УДЮЦ, остановки, доски объявлений у#nbsp;многоквартирных домов.

19#nbsp;декабря 2019

2

«Играем вместе», «Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся были в#nbsp;гостях у#nbsp;дошколят и#nbsp;провели интерактивную игру «Поможем птицам зиму пережить». Читали стихи, показывали сценки, загадывали малышам загадки. Потом подарили адвент#nbsp;— календарь, созданный своими руками. Чтобы малыши подкармливали пернатых и#nbsp;считали, сколько дней остаётся до#nbsp;Нового года!

31#nbsp;января 2020

2

«Научим тому, что умеем сами», «Играем вместе»

«Литературно-музыкальная гостиная по#nbsp;мотивам сказок С.Г. Писахова»

Участие во#nbsp;внеклассном мероприятии краеведческого курса «Морянка» учащихся 2 класса и#nbsp;детей старшего дошкольного возраста.

Февраль#nbsp;— март 2020

2

«Научим тому, что умеем сами», «Играем вместе»

В#nbsp;рамках факультатива «Финансовая грамотность» изготовили своими руками домино «Монеты», выступили с#nbsp;сообщением «Бумажные деньги на#nbsp;карте России» в#nbsp;группе «Родничок». Подарили домино и#nbsp;провели интерактивную игру.



На#nbsp;Новый год родители подарили нам «Шкатулку добрых дел», в#nbsp;которую мы#nbsp;складываем сделанные нами добрые дела, чтобы в#nbsp;любое время открыть её#nbsp;и#nbsp;вспомнить, кому подарили частичку нашей любви и#nbsp;добра.

Анализируя ещё довольно-таки небольшой опыт работы по#nbsp;реализации технологии «Дети-волонтёры», мы#nbsp;пришли к#nbsp;выводу, что волонтерство#nbsp;— очень полезная и#nbsp;нужная деятельность для#nbsp;детей. Отмечаем, что дети стали более самостоятельными, ответственными, внимательными друг другу, начинают проявлять заботу об#nbsp;окружающих и#nbsp;с#nbsp;благодарностью относиться к#nbsp;помощи.

Волонтёрское движение пользуется большим интересом у#nbsp;детей и#nbsp;родителей, не#nbsp;требует больших материальных затрат и#nbsp;не#nbsp;вызывает трудностей в#nbsp;исполнении. Ученики сделали вывод, что творить добро всегда приятно. Планируем работу по#nbsp;данной технологии развивать и#nbsp;совершенствовать в#nbsp;своей образовательной организации. (дать название команде, придумать речёвку).

Считаю, что волонтёрство для#nbsp;школьника#nbsp;— это возможность быть вовлечёнными в#nbsp;общество и#nbsp;влиять на#nbsp;это общество. Школа, как институт социализации ребёнка, может уже на#nbsp;начальных этапах обучения сформировать социальные качества, необходимые для#nbsp;успешной жизни.

Библиографический список

1. Приказ Управления образования администрации#nbsp;МО «Устьянский муниципальный район» от#nbsp;05.09.2017#nbsp;г. № 269 «О#nbsp;направлениях инновационной деятельности на#nbsp;2017#nbsp;— 2018 учебный год».

2. Технологии эффективной социализации в#nbsp;детском саду и#nbsp;начальной школе под ред. Н.#nbsp;П.#nbsp;Гришаевой, 2019.