Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. В Планируемых результатах содержательной линии «Развитие речи» указано, что выпускник должен научиться: «выражать собственное мнение и аргументировать его», и что выпускник получит возможность научиться: «составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение», «анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов) ».
На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием выражать свои мысли и чувства, сколько отсутствием зачастую самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.
В начальной школе многие учителя с осторожностью используют сочинения в учебном процессе. Сегодня я хочу вас познакомить с одним приемом написания сочинения по картине.
Описание картины.
Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.
Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.
Итак начнем, в третьем классе есть тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
1) Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по одной из картин К.Ф. Юона.
Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Остановимся на последней картине.
2) Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Откройте приложение в ваших учебниках.
Вопросы.
– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж?
-О чем эта картина?
-Почему она названа «Конец зимы. Полдень.»?
3) Перед вами лист бумаги. Положите его горизонтально, сейчас мы с вами будем создателями своего сочинения. (По линии, которая проведена у вас, запишите предметы, находящиеся на переднем плане картины.)
- Поменяйтесь листами с соседом по парте и допишите те предметы, которых нет.
- Поменяйтесь снова. Назовите предметы, которые изображены на переднем плане.