Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ»

Фатерова Людмила Альбертовна,
Кунагина Наталья Борисовна,
учителя,
МБОУ «Школа №97»,
г. Нижний Новгород
Реализация программы воспитательной работы в начальной школе «За синей птицей»
Скажите, а вы умеете летать? А хотели бы этому научиться? Мы часто спрашиваем об этом своих учеников. И когда нас спросят, чему же мы их научили, мы гордо ответим: «Летать!»
Каждый первоклассник, пересекая порог школы, впервые, крепко держась за мамину руку, в страхе открывает дверь в новый мир тайного и неизведанного. Он как птица, отправляющаяся в свой первый полёт за границы непознанного. В «большой полет» ученики отправляются вместе с первым учителем, классным руководителем, который на данном этапе старается сохранить атмосферу любви, добра и уюта, обогатить внутренний мир каждого ребенка в целях развития гармонично развитой, духовно богатой, нравственной личности.
Разработанную нами воспитательную систему мы назвали «За синей птицей». Это программа, которая своим глубоким замыслом помогает детям понять самые сложные истины, а взрослым вспомнить, что и они когда-то были детьми, и постараться взглянуть на мир глазами ребёнка.
На первом этапе разработки программы мы провели диагностические исследования, так в начале 1 класса анализ физического здоровья детей показал, что большинство из них имеют те или иные нарушения. Приоритетным мотивом учения является игровой. Кроме того, отмечаются некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы. У большинства детей завышенная самооценка.
Когда мы принимаем новый класс, нас всегда волнует, что из себя представляют будущие ученики, их родители, которые будут нашими помощниками.
Основные направления модернизации образования ориентируют педагогов на усиление помощи семье и широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Работу в этом направлении мы начали с составления социального паспорта родителей. Основной возраст - до 40 лет. Высшее образование имеют 56% родителей. Материальное благополучие многих семей оставляет желать лучшего.
Исходя из вышесказанного, мы определили следующие сферы педагогической деятельности:
·          создавать условия для гармоничного развития учащихся, их успешной адаптации, формировать адекватную самооценку и развивать уверенность в себе;
·          способствовать созданию благоприятного микроклимата в коллективе, проводить работу по сохранению физического и духовного здоровья детей;
·          проводить просветительскую работу с родителями, вовлекать их в воспитательный процесс, учитывая значительную роль семьи в формировании личности ребенка.
Именно это и легло в основу воспитательной системы.
Учитывая задачи, поставленные перед школой, обществом и государством, и опираясь на Федеральные государственные образовательные стандарты, была разработана воспитательная система «За синей птицей».
Реализация программы рассчитана на четыре учебных года. Возраст детей от 7 до 10 лет.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной работы составляет концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е. Щурковой, цель которой воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Основные категории, положенные в основание концепции, - Добро, Истина, Красота.
Цель программы: усвоение учащимися основных норм поведения в обществе; осознание социального и личностного роста и развития;
развитие позитивных отношений в коллективе; эффективного взаимодействия с окружающим миром;
приобретение учащимися опыта применения сформированных знаний и умений в социально значимых делах;
Достижение этой цели возможно через решение конкретных задач.
Система воспитательной работы составлена с использованием научных принципов, в соответствии с законодательными и нормативными документами.
Ориентируясь на социальный запрос родителей, на основе стандартов предлагаемая модель выпускника начальной школы и будет нашим ожидаемым результатом. Наша модель представлена в схеме, в центре которой ПТИЦА как образ ученика – личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Два крыла - это родители и классный руководитель как символ единства семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды.
Реализация программы «За синей птицей» рассчитана на 4 года обучения. Каждый год раскрывается одно из 4 основных направлений: «Мой Ленинский район», «Моё Заречье», «Мой Нижний Новгород», «Мой край Нижегородский». Большую помощь в работе оказывают культурно-просветительские учреждения, с которыми мы активно сотрудничаем и школьные объединения дополнительного образования.
Работа ведется поэтапно, с постепенным расширением границ в изучении родного края. Следуя направлениям программы, сначала дети осваивают Ленинский район, в котором проживают. На второй год обучения учащиеся расширяют свои знания, знакомясь с историей, культурным наследием и районами Заречной части города. В третьем классе дополнительно у учащихся формируются знания о Нижнем Новгороде. Завершается вся деятельность знакомством с культурными, социальными объектами Нижегородской области. Тем самым у учащихся формируется полное представление о взаимодействии с окружающим миром.
Значимым показателем результативности деятельности классного руководителя является создание эффективно функционирующей системы детско-родительского самоуправления.
Схема самоуправления представлена в виде стаи перелётных птиц.
В природе построение клином имеет важное практическое значение. Как правило, впереди стаи летит наиболее сильная птица - вожак. Взмахи крыльев первой птицы создают воздушную волну - восходящий поток воздуха. Он облегчает движение крыльев птицам, летящим следом.
Высшим органом классного самоуправления является классно-родительское собрание, в котором участвует председатель Совета обучающихся, классный руководитель и члены родительского комитета.
Ежегодно на первом объединении классно-родительского собрания заслушивается план общешкольных мероприятий. Исходя из перечня мероприятий на текущий учебный год от Совета старшеклассников, списка организаций, сотрудничающих со школой, и направлений деятельности классного коллектива, формируется план деятельности на учебный год.
Выбор членов классного самоуправления производится ежегодно, исходя из результатов голосования учащихся класса.
Решением собрания назначаются учащиеся, ответственные за определённую деятельность в классе.
Чтобы дети выросли духовно и нравственно стойкими, высокопрофессиональными, здоровыми и истинными патриотами, необходим постоянный контакт с родителями, и согласованная работа с ними. Эффективность воспитательной работы классного руководителя зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Плохо зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. В нашем случае найдены формы взаимодействия, способствующие развитию личностных качеств ребенка, созданию единого коллектива детей и родителей.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы направлена на то, чтобы были созданы условия для формирования у учащихся потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, сплочения детского коллектива, формирования партнерских отношений семьи и школы.
Для определения эффективности процесса воспитания нужно сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью, с использованием различных методов.
Подводя промежуточные итоги реализации системы, можно увидеть наши достижения:
Наши дети – победители творческого этапа школьного конкурса воспитательных систем.
Победители школьного конкурса «День Матери», призеры школьного конкурса «Смотр строя и песни»;
Призеры и победители районных конкурсов «Новогодняя фотозона», «Птица года», «Мир глазами детей», «Бессмертный полк»;
Победители городского конкурса «Читаем вместе с папой»;
Призеры областного конкурса экологического конкурса «Кафе для пташек»;
Наши родители – инициаторы создания школьного Попечительского совета, активные участники в школьных творческих конкурсах КВН, «Семья года», родительских чтениях «Ребенок в семье».
В следующем году будет заключительный этап реализации программы. Много открытий и достижений нас ждёт впереди. А потом наступит пора расставаний, когда нужно будет отпустить учеников в даль ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ…И мы с гордостью и спокойной душой сможем наблюдать за их ВЫСОКИМ полётом.