ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, В РЕСУРСНОМ КЛАССЕ
Тарановская Нина Владимировна тьютор, учитель коррекционно-развивающих занятий ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района СПб, г. Павловск
Коррекционное воспитание, обучение и социализация играют важную роль в коррекции расстройств аутистического спектра (РАС).
Основной целью работы с аутичными детьми является повышение качества их жизни. Нужно развивать в ребёнке самостоятельность, адаптировать его к окружающему миру.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на образование и развитие, это закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», перечне мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» (№ 178 – ФЗ от 17. 07. 1999), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181 – ФЗ от 24. 11. 1995), Приказе Минздравсоцразвития России «О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (№ 195 от 16.11.2004). 2017–2022 — в разных регионах России открыто более 100 ресурсных классах в общеобразовательных школах. Практически везде финансирование обеспечено средствами грантов, привлеченных НКО.
Основные направления работы с детьми с РАС:
· Интегрированное обучение и воспитание, реализуемое в форме разных моделей:
1. Частичной и временной интеграции (на этапе адаптации);
2. Полной интеграции (на этапе коррекции).
· Личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции
· Применение методов эмоционально-образного воздействия: эстетопсихотерапия, которая включает в себя элементы игротерапии, музыкальной, театральной коррекции с использованием поведенческой терапии.
· Вовлечение родителей в реабилитационный процесс.
· Использование медицинского сопровождения.
Ранний детский аутизм (РДА) зачастую выявляется уже в возрасте до 3 лет и имеет сразу несколько симптомов (3-4 из всей симптоматики аутистического спектра).
Аутоподобные черты:
· Проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, социальная дезадаптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость, набор определённых стереотипных действий и повторяющихся движений
По данным Минздрава России, распространённость РАС в нашей стране составляет около 1 % детской популяции. В РФ проблема людей с РАС находится под пристальным вниманием Минздрава России и специалистов ведущих федеральных центров. В России в 2015 году запущен пилотный проект по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям. Проект осуществляется в рамках реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при участии общественных организаций и родительских ассоциаций. Экспертно-методическое сопровождение обеспечивают Московский городской психолого-педагогический университет, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Проект реализуется в трех субъектах Российской Федерации: в Красноярском крае, в Воронежской и Новосибирской областях с целью создания эффективной системы помощи. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) является одним из ведущих университетов, удерживающих это направление работы как один из социальных приоритетов научных исследований и практико-ориентированных разработок.
Наиболее ярко аутизм проявляется в 3-5 лет, но заметить его проявление можно и в более раннем возрасте.
Характерные черты аутизма:
· Аутичный ребёнок не фиксирует взгляд, не выносит прямого зрительного контакта («глаза в глаза»)
· Первая улыбка конкретно никому не адресуется
· На руки не просится, чаще любит находиться в кроватке/манеже, коляске, когда его берут на руки, не может подобрать удобной позы
· Близких узнаёт, но эмоции особо к ним не проявляет
· К ласке относится специфично: иногда терпит её или же агрессирует
Внешние проявления на изменения в окружающей обстановке проявляются в беспокойстве, страхе, агрессии, самоагрессии (кусает себя, бьёт, щиплет), гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Часто проявляются стереотипии – раскачивание, потряхивание руками, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, ритмичное постукивание по предметам и т.д. игрушки используются не по назначению.
Аутизм описано в 1943 году Л. Каннером. Особенности аутичных людей описаны в работах К.С. Лебединской, О.С. Никольской и др.
При аутизме тембр голоса высокий, его высота к концу фразы нарастает. Речь детей с аутизмом часто содержит цитаты из книг, рекламы, мультфильмов и т.д., содержит эхолалии, иногда полностью отсутствует (мутизм).
При общении с родителями, имеющих аутичного ребёнка, нужно учитывать их ранимость. Начинать контакт с ними нужно с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребёнка с РАС. Определить уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Педагог должен обучать родителей методике занятий с ребёнком, регулярно обсуждать динамику обучения и возникающих у ребенка затруднений.
Очень важно формировать у ребёнка не только языковые навыки, но и умение использовать невербальные средства общения (пластику, жестовый язык).
Методы обучения коммуникации
Вербальный поведенческий подход (ABA)
Например, если ребенок очень любит мороженое, то первое, чему его учат, это произносить слово «мороженое». Таким образом, желание ребенка заполучить то, чего ему хочется, используется для стимуляции у него речи. Говоришь «мороженое» — получаешь мороженое. Вербальный поведенческий подход также использует многократные повторения, подсказки и постепенное формирование желательного ответа.
Язык жестов. Когда вы называете окружающие предметы всегда сопровождайте их жестом, чтобы, когда ребенок слышит слово, он одновременно учил соответствующий жест. Рассматривая язык жестов как вид коммуникации всегда нужно учитывать возраст ребенка и его навыки мелкой моторики.
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS). С помощью системы PECS ребенок учится обменивать фотографии нужных ему предметов на сами предметы. Изображения PECS легко использовать, всегда можно взять с собой, и они могут подробно описывать все, что есть в окружении ребенка. С помощью PECS можно научить ребенка сформулировать просьбу целым предложением, попросить о нескольких вещах сразу, рассказать, как прошел день, просто поговорить и т.д. Преимущество PECS по сравнению с жестами в том, что картинки или фотографии сможет понять любой человек. Если ребенок неточно показывает жест, то никто не поймет, чего же он хочет. С системой PECS вы можете использовать картинки или реальные фотографии предметов в зависимости от того, что больше подходит вашему ребенку. Еще одним плюсом PECS по сравнению с жестами является то, что эта система подходит для общения с ровесниками.
Вспомогательные коммуникационные устройства. Использование вспомогательного коммуникационного устройства позволит ребенку создавать речь с помощью голосового синтезатора. Ребенок вставляет картинки, печатает или нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит соответствующие слова с помощью искусственного голоса. Так как это технологическое устройство, необходимо, чтобы ребенок обладал достаточными интеллектуальными способностями, чтобы пользоваться им независимо от взрослых. Однако если у вас есть Ipad, то для него существуют отличные приложения для коммуникации (такие, как Proloquo 2 Go), с помощью которых невербальные дети могут общаться лишь несколькими движениями пальцев. Преимущество таких технологий в том, что они подходят людям с разными физическими возможностями, так как их можно модифицировать и адаптировать для детей, которые плохо видят, не могут печатать или плохо слышат.
Языковое погружение. Этот метод обычно применяется в дошкольных учреждениях или детских садах, в которые принимают детей с особыми потребностями. На протяжении всего дня в группе ребенок погружается в среду, мотивирующую его для речи. Каждый предмет четко называется, и каждый ребенок вовлекается в разговор, даже если не может разговаривать.
Огромную роль играет поощрение за коммуникацию.
Также применяют занятия в группах лечебной физкультуры, обучение плаванию, ходьбе на лыжах.
Огромное значение при работе с ребёнком с РАС имеет организация игрового пространства. Данную зону нужно организовать так, чтобы она максимально была привлекательна, стимулировала их к исследовательской деятельности, способствовала установлению социального взаимодействия.
В игровой комнате должен быть мягкий однотонный ковёр, игровые предметы. Игрушки должны вызывать у ребенка интерес. Наличие игрового стола обязательно (недопустимо, чтобы игра ребёнка проходила за рабочим (учебным) столом). Стол должен быть повёрнут так, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга.
На первых этапах работы с аутичным ребенком следует разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Но не стоит вторгаться в процесс игры, чтобы не вызвать реакцию протеста, агрессии. У ребенка и взрослого должны быть одинаковые наборы игрушек, чтобы не зависеть друг от друга (в дальнейшем можно будет использовать один игровой набор).
Организация учебного пространства:
· Парту (рабочий стол) поставить к стенке;
· С каждой стороны от стола ограничить пространство с помощью ширмы или предметов мебели;
· В процессе занятия взрослый должен находиться позади ребенка;
· Нежелательно ставить рабочий стол к окну, чтобы ребенок не отвлекался, глядя в окно;
· Все учебные предметы должны иметь своё место.
Организация режима дня:
· Последовательность событий демонстрируется наглядно (при помощи карточек, фотографий), по которым ребенок может понять, что произойдет позже.
· Использование визуальных подсказок (схемы, карточки, таблицы), поощрений (любимая еда, сенсорные игры, физические упражнения).
Режим дня составляется на весь день.
Содержание занятий:
Начинать нужно с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения.
Нужно развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь.
Очень часто может проявиться нежелательное поведение, для этого нужно вести таблицу наблюдения за поведением.
Ребенок (ФИО)
Дата:
Место
Деятельность
Поведение
Что предшествовало
Последствия
комментарии
· Поощрять нужно только адекватное поведение
· Тщательно следить за тем, чтобы случайно не поощрить нежелательное поведение ребенка
· Научить ребенка альтернативным формам поведения
· Одинаковая постоянная реакция взрослых на поведение ребенка.
· Если ребенок начинает себя кусать за руку или бить, можно удержать ребенка за руку и громко сказать: «Нельзя!». Удержать руку несколько секунд, потом отпустить её.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения обучающихся с РАС (СанПиН 2.4.2.3286-15)
Вариант 8.1
Вариант 8.2
Вариант 8.3
Вариант 8.4
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса: при 1 учащемся– не более 20, при двух учащихся– не более 15
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 12 учащихся
Не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 9 учащихся
Не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 5 учащихся (не более 2 учащихся в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) )
Направления адаптации учебного процесса (учебно-методическое обеспечение)
• составление адаптированных образовательных программ для учащихся с РАС;
• адаптация методов и методик обучения; подбор методик обучения в соответствии с возможностями учащихся с РАС;
• подбор, модификация и разработка учебных материалов; контрольных и тестовых заданий;
• разработка методических рекомендаций по использованию коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе.
Организация ресурсного класса:
· рабочее место учителя/специалиста (стол, комрьютер, принтер, проектор, колонки и т.д.);
· место для проведения утреннего круга;
· парты (двуместные)
· парты (2-3), составленные в ряд для групповой работы;
· сенсорная комната, в которой могут быть: мини-батут, тактильный коврик, сухой бассейн, фитболы, мячи, баскетбольное кольцо для дома, сова-няня, кресло-мешок, «Фиолетовый лес» Воскобовича.
В сенсорной комнате ребёнок может отдохнуть во время перемен или когда он устал во время урока.
Учитель ресурсного класса
1. участвует в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка;
2. выявляет приоритетные навыки ребенка на данный момент;
3. определяет навыки для формирования на индивидуальных занятиях и указывает критерии их усвоения;
4. анализирует результаты тестирования, на основе которого составляет и корректирует индивидуальную часть адаптированной образовательной программы;
5. анализирует данные наблюдений за поведением обучающихся ресурсного класса; определяет учебные дисциплины, которые школьник с РАС будет изучать совместно с общеобразовательным классом;
6. подбирает, адаптирует и модифицирует используемые учебные материалы;
7. совместно с учителем общеобразовательного класса участвует в организации процесса обучения детей ресурсного класса;
8. проводит различные мероприятия по распространению знаний об аутизме и эффективных методах работы с детьми.
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
1. проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;
2. выполнение учебных планов обычного класса;
3. сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
4. помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
5. организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.