Публикации
2023-09-22 16:22 2021 (№ 17-31)

Морданова Г.М. УЧИТЕЛЬ-НОВАТОР

Библиографическое описание:
Морданова Г.М. Учитель-новатор // Современная начальная школа. 2021. № 25. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/25.pdf.

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…

Мы живём в очень сложное время. В XXI веке резко обострились проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. Даже среди детей дошкольного возраста наблюдаются признаки нравственной деморализации и асоциального поведения. В этих условиях основная тяжесть воспитания и обучения детей ложится на образовательные учреждения, которые принимают детей из семей, отличающихся друг от друга по уровню образования, роду деятельности, отношением к труду и т.д. Существенной проблемой является также речевая грамотность детей. Поэтому основными задачами школы являются:

- развитие грамотной устной речи детей;

- расширение кругозора и повышение познавательной активности учащихся;

- выявление и развитие творческого потенциала учащихся;

- привитие навыков культурного образа жизни;

- приобщение детей к культурным ценностям народа, таким как театр, изо-искусство, музыка, спорт, чтение и др.;

- развитие навыков научно-исследовательской деятельности детей как требование времени.

Это неполный перечень тех задач, которые ложатся на плечи учителя начальной школы. К счастью, именно в этой сфере работают настоящие профессионалы своего дела, не боящиеся никаких проблем, вкладывающие всю свою душу в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

В этой статье я хочу рассказать о замечательном учителе, мастере своего дела Бородиной Инессе Станиславовне, работающей в средней общеобразовательной школе №70 г. Ижевска Удмуртской Республики. Она работает в той же школе, которую и закончила в 1992 году. После окончания школы без всяких сомнений Инесса Станиславовна поступила в Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко и окончила его с отличием в 1996 году. С того года она работает в родной школе учителем начальных классов. В сегодняшний день Инесса Станиславовна - одна из лучших учителей школы, настоящий профессионал своего дела. Как мы знаем, профессионализм учителя - это мастерство преподавания учебных дисциплин, умение заинтересовать детей в получении знаний.

В чём же профессионализм учителя?

- В многогранности её профессиональной деятельности: методические разработки для учителей и учащихся, которые могут использовать все заинтересованные лица;

- умение интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся;

- организация и ведение волонтёрского движения;

- авторская технология оценки знаний учащихся;

- член экспертной группы по оцениванию педагогических материалов конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов;

- эффективная и планомерная организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

- умелое развитие мотивации детей к достижению успеха;

- использование в работе технологии портфолио;

- постоянный поиск инновационных подходов для расширения кругозора учащихся;

- организация музейных уроков;

- авторский подход к организации эвристического обучения;

- мастерская методика воспитательной работы с учащимися;

- плодотворное втягивание детей в разнохарактерные олимпиады.

Всё вышеперечисленное позволяет нам констатировать, что наш учитель живёт школой, и для неё подходит изречение В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям!».



Перейдём к характеристике авторских материалов, представляющих для педагогики большую ценность.

Бородина И.С. работает по программе «Школа 2100». В основе её деятельности лежит методика Г. Цукермана, которую она обогащает собственными авторскими технологиями обучения. У учителя, приступившего к работе с ещё незнакомыми детьми первого класса, можно увидеть умелое ведение пропедевтической работы. Эта работа сводится к следующему:

- выявление уровня развития устной речи обучаемых с применением картинок, организации диалога, установлением лексических значений слов, произношения отдельных слогов;

- изучение психологических качеств учащихся путём индивидуальной беседы;

- предложение детям любознательных задач, требующих смекалки;

- использование схем для развития внимания, усидчивости, познавательной активности.

Так начинается учёт начального уровня подготовленности первоклассников к школе. Затем учитель определяет критерии индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися. Уровень достижений детей уже в первый год обучения определяется как «высокий», «средний», «низкий» и ставится цель - детей низкого уровня познания поднять до среднего, средних - до высокого, а высоких к достижению ещё более высоких и значимых результатов. Все методы и приёмы подобной работы отражены в технологической карте урока, которая получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Изумрудный город». Инесса Станиславовна стала дипломантом I степени. Начав работать в школе в 1996 году, уже в 2003 году она заслужила первую квалификационную категорию, а в 2005 году по результатам работы ей была досрочно присвоена высшая категория.

Такое изречение учителя как «Мои дети самые лучшие!» говорит само за себя. Она влюблена в свою работу. В её планах уроков нет однообразия, чётко расписаны виды работ самого учителя, деятельность учащихся. У Инессы Станиславовны задания на каждый урок подобраны таким образом, что дети, сами того не замечая, постоянно возвращаются к прошлым знаниям, закрепляют их. На уроке неожиданно путём использования исследовательского метода происходит открытие нового знания. Интерес учащихся к изучаемому материалу, сопровождающийся часто удивлением, оживляет учебный процесс, не даёт детям уставать. Развитие логического мышления детей тоже заслуживает особой оценки: состязательный метод в выполнении заданий на время, работа учащихся в парах, где они помогают друг другу, живая и быстрая фронтальная работа, самопроверка и самооценка знаний, взаимопроверка работ детьми напоминают урок-путешествие в мир знаний. В классе ведётся кропотливая работа по расширению кругозора учащихся: любой подходящий пример на уроках чтения, русского языка, математики вводит детей в окружающий мир, знакомит их с жизнью людей, приобщает к изучению природы.

Учитель-новатор на постоянной основе изучает передовые педагогические технологии и при этом не копирует их, а создаёт авторские технологии в зависимости от тех условий, которые имеются в школе и классе.

Особо хочется отметить работу Бородиной И.С. по развитию научно-исследовательских навыков учащихся. Не разделяя детей на одарённых и неодарённых, она организует научно-практические конференции с презентацией, с чётким выполнением всех требований оформления работ. В её классе учатся дети, которые выбирают темы исследовательских работ по разным направлениям гуманитарных и естественно-математических наук. С лучшими работами дети выступают на городской научно-практической конференции «Шаг в науку». Её работа в этой сфере отмечена Дипломом Методического центра г. Ижевска. Учащиеся успешно выступают на городских и республиканских олимпиадах, занимая призовые места. Таким образом, из года в год накапливается портфолио учащихся. Даже если взять одного ученика (а таких много), можно перечислить достижения детей в этой области:

- Перевощиков Артур: 2018 г. - диплом призёра международной олимпиады «Умосфера», направление «Мир вокруг»; 2019 г. - призёр международной олимпиады «Умосфера», направление «Считай! Смекай!»; 2020 г. - диплом I степени «Белый мишка»; 2021 г. - диплом I степени городской метапредметной олимпиады «Облако». Кроме этих наград у Артура есть множество сертификатов с успешными данными. Последним из них является Сертификат Всероссийского конкурса «КИТ - компьютеры, информатика, технологии».

Инесса Станиславовна кроме учебной деятельности ведёт большую и плодотворную работу, возглавляя волонтёрское движение Октябрьского района г. Ижевска «Здравушка». Её отряд участвует во всех конкурсах, организуемых в городе, республике, посвящённых Здоровому образу жизни. Её труды в этой сфере отмечены Дипломами, Благодарственными письмами Городского отдела народного образования, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, МВД УР, Министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике УР, Института развития образования, Министерства науки и образования УР. Волонтёрский отряд «Здравушка» принял активное участие и одержал победу в таких творческих конкурсах как «Проба пера» (номинация «Лучшие авторские загадки, ребусы, сканворды, кроссворды»), «Лидер XXI века», «Добро не уходит на каникулы» и др.

Обучая детей всему благородному, учитель-новатор работает также над повышением своего профессионального уровня: выступает на семинарах городского, республиканского и российского масштаба, организует различные мероприятия, посвящённые ЗОЖ. Распространяя передовой педагогический опыт, Инесса Станиславовна разработала множество методических пособий для учителей и учащихся, которые опубликованы в печати:

1. Игровая программа «Гигиена». Сборник материалов деятельности волонтёрских отрядов «Наше здоровье в наших руках»: Ижевск: Изд. Дом «УдГУ», 2007.

2. Игровая программа «Овощи и фрукты - полезные продукты»: Ижевск: Изд. Дом «УдГУ», 2007.

3. «Знакомьтесь! Мы - волонтёры»: статья в газете «Школьные окна», 2008.

4. Методический сборник сценариев про ЗОЖ «Здоровому всё здорово!»

5. «Изумрудный город». Технологическая карта урока. - ООО «Педагогика XXI в.», 2015 (www.росмедаль.рф)

6. Астрономия для малышей. Авторская программа в рамках Всероссийского конкурса «Космос далёкий и близкий» (диплом I степени), 2015 г.

Бородина И.С. является также участником разных конкурсов учителей городского, республиканского, Всероссийского и Международного уровней:

- 2006 г. - районный конкурс «Учитель года». «Сердце отдаю детям» - III место

- 2008 г. - победитель в номинации «Учитель - Эрудит» городского Фестиваля педагогического творчества учителей начальных классов г. Ижевска.

- 2012 г. - финалист Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».

- 2019 г. - дипломант I степени Международного конкурса «Учитель года по версии сайта» в номинации «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики!».

- 2019 г. «Активный учитель региона» Uchi.ru.

-2019 г. - Дипломант II степени Всероссийского педагогического конкурса «Моя лучшая презентация». Авторская презентация «Моя профессия. Педагогическая философия».

- 2020 г. - победитель конкурса «Общественное признание» по оценке педагогов России и стран ближнего зарубежья, организованного Фондом образовательной и научной деятельности РФ.

Будущее наших детей зависит не только от положения ребёнка в семье, но и оттого, кто обучает их с соблюдением всех требований времени. Я считаю, что Инесса Станиславовна - образец учителя XXI века. Она создана для школы, живёт школой. Если в нашей стране будет много подобных учителей, то Россия замёт почётное и достойное место в мире!

Библиографический список

1. Бородина И.С. Игровая программа «Гигиена». Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за здоровый образ жизни «Наше здоровье в наших руках»: - Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 117с.

2. Бородина И.С. Игровая программа «Овощи и фрукты - полезные продукты». Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за здоровый образ жизни «Наше здоровье в наших руках»: - Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 117 с.

3. Бородина И.С. «Знакомьтесь! Мы - волонтёры или (Волонтёрское движение в школе №70) ». Статья в газете «Школьные окна», 2008.

4. Бородина И.С. «Здоровому всё здорово!». Методический сборник сценариев здоровьесберегающего направления, 2012.

5. Житомирский В.Г., Шеврина Л.Н. Геометрия для малышей. - М., Просвещение, 2008.

6. Цукерман Г. Методика Цукермана - руководство для учителя начальной школы// В ст. Пашаевой К.Г. «Инновации в процессе обучения». - М., 2014.