Публикации
2023-11-17 13:27 2023

Ринчинова Ю.С. МЕТОДИКИ АРТ-ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Ринчинова Ю.С. МЕТОДИКИ АРТ-ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.

Творчество для человека– один из способов познать окружающий мир и открыть свое внутреннее «я» для этого мира. Благодаря арт-терапевтическим методикам, основанным на художественном и творческом процессе, которые применяются в системе дополнительного образования, у ребенка появляется возможность узнать мир и понять себя, также позволяет раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Creativity for a person is one of the ways to know the world around you and open your inner self to this world. Thanks to art therapeutic methods based on the artistic and creative process, and used in the system of additional education, a child has the opportunity to learn the world and understand himself/ herself as well as to reveal and develop the creative potential.

Ключевые слова: творчество, самовыражение, дополнительное образование, подсознание, самовыражение, методики, приемы.

Keywords: creativity, self-expression, additional education, subconsciousness, self-expression, methods, techniques.

Современное дополнительное образование – это большая система, охватывающая не только образовательную и творческую сферы деятельности человека, но и креативные индустрии. Эта система позволяет использовать творческий потенциал для духовного и материального развития. В дополнительном образовании наряду с традиционными, существует много современных, интегративных методов и подходов обучения, в том числе арт-терапевтические методики.

Арт-терапию, как средство психолого-восстановительной практики, основанную на изобразительном творчестве в специализированных медучреждениях, стали применять в Европе в первой половине ХХ века. С 1960-х годов онf распространяются в США. А с конца XX века арт-терапию начали масштабно практиковать в сфере образования [1, с. 46-50]. К художественному творческому процессу необходимо относиться с особым вниманием, где арт-терапевтические методики способствуют обучающимся эмоционально переживать созданное им творческое произведение и одновременно выражать чувства и эмоции как к своему, так и к коллективному творческому произведению.

В современной практике методы и техники арт-терапии направлены на обогащение личностного развития, снятие эмоционального напряжения, проявление креативности. Использование арт-терапевтических методик способствует формированию умения по-новому воспринимать мир, эмоционально-чувственно его переживать, а благодаря использованию различных материалов и художественных средств, творчески выражать этот навык в произведении искусства. Самовыражение необходимо человеку, чтобы ослабить его негативное эмоционально-психологическое состояние, которое, к сожалению, формируется в условиях современных информационных процессов и эволюции виртуальной культуры. Как показывает практика, методики арт-терапии позволяют решить внутренние (связанные с самоопределением, настроением) или внешние (связанные с интернациональным сотрудничеством) проблемы, улучшить общее эмоциональное и тем самым физическое состояние и т.д.

Сегодня в дополнительном образовании широко практикуются такие виды арт-терапии как песочная терапия, цветотерапия, сказкотерапия. В данной статье мы рассмотрим некоторые методики арт-терапии, созданные на основе использования художественных средств изобразительного искусства. Задания выполняются на бумаге разного формата (белой, цветной и тонированной) акварелью, гуашью, мелками, фломастерами, гелиевыми ручками и т.п. Л.О. Куненко пишет: «Рекомендуется применение коллажа и нетрадиционных материалов изобразительного и декоративного искусства (тесто, песок, камни, веревки, упаковки и др.). Большим терапевтическим действием обладает техника "рваная, помятая аппликация" – возможность разорвать и помять бумагу на мелкие кусочки, что дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Эмоционально "зажатым", тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только в области кисти и пальцев. Им можно предложить рисовать на большом листе, рисовать углем или гуашью, большими кистями, возможно двумя руками сразу» [2, с. 47]. Далее рассмотрим некоторые методики, которые применяются на практике чаще всего.

Методика «Эффект присутствия» ориентирована на развитие воображения юных художников. Она в прямом смысле слова «манит» в картину. В использовании такой методики ребёнок непроизвольно отожествляет себя с изображёнными персонажами, погружается в атмосферу картины, тем самым происходит анализ собственного творения. Для достижения результата «присутствия» используются различные приемы, выбор которых зависит от того, в каком жанре изобразительного искусства создана работа и на какое пространство и количество обучающих рассчитана. Часто такая методика применяется неосознанно, в силу того что начинающий художник погружается в своё творение, сживаясь с ним. Рассмотрим использование этой методики на примере пейзажного жанра в изобразительном искусстве.

Пейзажная сокровищница наполнена изображениями дивных уголков, природы приятных и уютных видов. Некоторые из них особенно хороши тем, что так и манят оказаться среди этой красоты и впитать её в себя, став её частью. Смотришь на них – и слышится шум моря, шелест ветра, крики птиц, ощущаются запахи и отдохновение прохлады. За счёт чего это происходит? Безусловно, тут не обходится без чисто изобразительного мастерства автора, способного заставить трепетать каждую травинку в олицетворении реальности изображаемого. Но мало этого: художник должен дать зрителю увидеть самого себя, зрителя на полотне.

Преподносить пейзаж необходимо лишь в том ракурсе, в котором любой, находись он по ту сторону холста, самолично мог бы любоваться окружающим миром. Таким ярким объединяющим жестом начинающего художника может послужить любой предмет из окружающей зрителей реальности, помещённый в картину. Тем самым налаживается связь между воображаемым и действительным, и картина заявляет свои права на присутствие в этом мире. Как и наоборот: каждый, полюбовавшийся ею, получает залог своего со причастия увиденным им дивным красотам, наполняясь ощущением полноты своего культурного бытия. На той самой, которой мысленно расположился юный художник, очарованный необъяснимым эффектом присутствия [3, с. 10].

Следующая методика называется «Вхождение в картину». Её применение используется на уроках с детьми младшего и среднего школьного возраста. Педагог во время занятия задаёт вопросы, которые должны активизировать воображение, способствовать вхождению в игровое состояние. Например: «Что в картине тебе уже знакомо?», «Что новое ты увидел на картине?», «Если бы ты вошел в картину, осмотрелся и прислушался, чтобы ты увидел и услышал?» и т.п. Отвечая на подобные вопросы, ребёнок изучает художественно-познавательные средства. Обучающимся предлагается представить себя на месте изображенного человека, воссоздать предыдущие и последующие события сюжета картины. Это оживляет, усиливает, раскрывает все детали содержания, учит переживать вместе с изображённым человеком, сопереживать ему, будит детское воображение. Оживление картины - тактильно-чувственный приём. В процессе восприятия педагог предлагает ребёнку повторить мимику, движения, позу изображённых на картине людей [8, с. 75 - 80].

Методика «Словесное рисование» направлена на детализацию замысла, развитие психических функций в усвоении окружающей культуры. Это умение человека отражать на полотне или листе бумаги свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, стихов, басен или рассказов и т.д. Эти умения способствуют развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса. Для развития словесного рисования нужно учить обучающихся преодолевать лексические пробелы, благодаря чему они смогут воспроизвести свои мысли на изображаемой картине. Основная масса детей поначалу испытывают сложности с выполнением этого задания. Ребенок при словесном рисовании часто пропускает важные детали, просто перечисляет героев сказки. Постепенно, в процессе выполнения задания, у детей возникают широкие ассоциации с индивидуальными характерами и увлечениями своих придуманных героев, более смелое изложения своих мыслей. Разнообразные ассоциации при словесном рисовании легко создаются, если обучающимся указывают точку отсчета. Точка отсчета может быть словесной – несколько строк стихотворения, сказки, поэмы, задающие тему или начало. Точка отсчета для личностной ассоциации при словесном рисовании может быть короткое музыкальное сочинение. Уже после занятий словесного рисования у детей формируется умение «проникать» в мир героев литературных произведений, рисовать представляющие картины на базе демонстрирующих в тексте деталей и тонкостей [7].

Для примера рассмотрим словесное рисование определенного момента из сказки. Педагог начинает выразительно читать первую строчку: «Жил-был в одной из деревни мужичок». Каждый ребенок нарисует деревню по-своему, поскольку у него появляется ощущение, что они начали жить в этой деревне. И «мужичок» получится у всех по-разному: у кого-то он будет высоким, а у кого-то низеньким, или же со смешными усами. Когда педагог начинает разбирать первый эпизод детских рисунков, каждый ребенок описывает деревню и мужичка по-своему, хотя суть сказки остается одна. Между методиками «словесного рисования» и методикой «вхождения в картину» существует достаточно тонкая грань, поэтому часто они используются вместе.

Методика «Ведомое рисование» направлена на развитие созидательного и креативного личностного начала. Этот метод основан и разработан доктором философии и психологом М. Гиппиус. Благодаря этому методу человек вступает в плодотворный диалог с душой, диалог, который даёт возможность увидеть и высвободить творческие силы и скрытые способности.

Заниматься «ведомым рисованием» можно по-разному. Первый способ – свободное, спонтанное рисование с закрытыми глазами без какого-либо задания. Другой вариант – изображение так называемых первоначальных форм или перводвижений бытия, которые соответствуют архетипам К.Г. Юнга. Это занятие можно выполнять как с открытыми, так и с закрытыми глазами [5]. Когда ребенок рисует закрытыми глазами, у него включаются абсолютно другие психические функции. Он начинает чувствовать на другом уровне. Плоскость листа оценивается иначе, чем, когда он его видит. Плотность краски может ощущаться уже только пальцами. Воображение закрытыми глазами дает совсем другие безграничные возможности. В результате появляются неповторимые детские шедевры.

Методика «Ассоциированное рисование» позволяет обучающемуся открывать свои чувства, душевное состояние, вкусовые и осязательные чувства, основываясь на абстрактных и изобразительных композициях [4, с. 143-146]. Предоставляется задание отобразить в рисунках отдельные качества объекта, благодаря чему развивается детская фантазия. Желательно использовать широкие кисти и основные цвета. Ребенок интуитивно начинает наносить мазки красок, в результате чего создается абстракция. Педагог задает вопросы: «Что эти пятна вам напоминают?», «Какие ассоциации вам приходят в голову?». Дети, глядя на свои мазки, могут увидеть необычные формы или же движения определенных живых существ. После дети работают с тонкими кисточками, дорисовывают мелкие фрагменты, которые им нужны, для создания определенного окончательного рисунка. Где-то и сам педагог подсказывает, на то место, где нужно дорисовать детям линии для узнавания конечного результата.

Методика «Эко Арт-терапия» - это исследование собственной экологической идентичности через творческий процесс и природные метафоры, получение опыта личностного развития и внутренней гармонизации. Главная особенность метода состоит в применении взаимодействия искусства и природы. Искусство первоначально обостряет наше желание общаться с природой для обогащения собственной духовности и чувства единства с ней. Методика нацелена на возрождение эмоциональной связи человека с окружающим его миром, обретение утерянного органического чувства места и идентичности, гармонизирование отношений «человек и природа». Используется работа с природными материалами: песок, сухие ветки, трава и многое другое. При помощи использования разных природных материалов, творческие работы получаются у обучающихся выразительными и неповторимыми [3, с. 10].

Методика «Коллективного рисования» особенно успешна на начальных ступенях обучения, так как нацелена на совместную деятельность членов коллектива и формирование между ними дружественных взаимоотношений [6]. Для работы требуется большие форматы бумаг и яркие художественные материалы - цветные белки или же художественную пастель. Самый важный момент здесь – создание атмосферы радостного рисования при совместном творчестве. Часто используется совместная работа родителей и их детей. Порой родителей эта методика очень увлекает. Задача педагога – вдохновлять, сохранять радостное мироощущение – это на самом деле привлекает детей. Постепенно все дети втягиваются в творческий процесс. Что очень важно в методике «коллективного рисования» - дети должны увидеть, что взрослым это интересно и тогда ребенок сам потянется к общению на занятиях или дома. Это творческое звено связывает родителей и детей. Большой плюс в коллективном рисовании, то, что можно использовать различные техники рисования. В практической деятельности по большей части применяются такие методики, как мыльная живопись, кляскография и т.д.

Практика преподавателей показывает, что чем больше уровень заинтересованности и художественных пристрастий у обучающихся, тем выше уровень психолого-коррекционных знаний, умений и навыков. В разделе с упомянутыми арт-терапевтиче-скими методиками активно используют интеграцию с аудио музыкальным сопровождением. Так же используются аудио записи народного фольклора (к примеру: сказки, рассказы, притчи м т.д.)

Упомянутые методики арт-терапии, сформированные на применении включения методов изобразительного искусства, являются наиболее распространенными. Методики мотивируют обучающегося на креативную деятельность и развитие личностных качеств. В то же время применение этих методик обязывают преподавателя повышать свою квалификацию, уметь экспериментировать, иметь психолого-педагогическую подготовку, обладать определенными художественными навыками.

Подобные методы, приёмы и техники масштабно применяются в педагогике. С развитием информационных технологий и доступности информации становится необходимым применять новые способы вовлечения детей в образовательный процесс. Поэтому методики арт-терапии находят достойное место в системе дополнительного образования.

Список литературы

1. Копытин А. И. Арт-терапия новые горизонты: учеб. пособие / А. И. Копытин. Москва: Когито-Центр, 2006. 336 с.

2. Куненко Л. О. Использование арт педагогических методов в корекционной педагогике // Современная педагогика. - Москва, 2009. - С. 47-50.

3. Кремнева Я. В. Общие методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей // Методики арт−терапии в работе с детьми по программам дополнительного естественно – научного и художественно − эстетического направления. Симферополь 2018. С. 10

4. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: учеб.пособие/ В. С. Мухина. – М., 1981. 245 с.

5. Психологи на b17.ru. Алматы (Казахстан), 2020. URL: https://www.b17.ru/blog /slave_drawing/ (дата обращения: 09.03.2020).

6. СмартАфиша. СПб, 2012. URL: https://www.imaton.ru/topics/metody-art-terapii/ (дата обращения: 03.08.2012).

7. Социальная сеть работников образования. СПб. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/06/07/metod-slovesnogo-risovaniya-pri-rabote-s-detmi-doshkolnogo (дата обращения: 07.06.2014).

8. Шкурихина Н. В. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений полихудожественный подход к воспитанию ребёнка дошкольного возраста //Сборник для педагогов. Бердск, - 2016. – С. 75 – 80.