Публикации
2023-09-19 16:41 2021 (№ 17-31)

Зайцева Е.И. КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗА СТРАНИЦАМИ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА»

Библиографическое описание:
Зайцева Е.И. Классный час «За страницами семейного альбома» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Цель проведения

· Формирование убеждения о важной роли семьи в жизни человека.

· Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

· Содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям.

· Способствовать развитию взаимоотношений образовательного учреждения и родителей учащихся.

Предварительная подготовка к классному часу

-Составление учащимися генеалогических деревьев;

-Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

-Оформление фотовыставки «За страницами семейного альбома »;

-Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

1.Оргмомент. Постановка темы и цели занятия.

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

-Ребята, сегодня нам предстоит очень важный разговор. Если вы разгадаете ребус, то вы поймете о чем.

7 я

-Сегодня мы будем говорить о семье.

-Правильно сегодня у нас очередной разговор о семье. Мы поговорим о семейных родословных, о традициях семьи, о семейных реликвиях и еще о многом. Тема нашего занятия «За страницами семейного альбома».

Слайд (тема)

2. Вступительная беседа. Понятие о родословной.

- Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о вкусностях, которые готовит бабушка, о прогулках и совместных делах с дедушкой.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

-«Иваны не помнящие своего родства…» - так раньше говорили о людях, которые не знали предков своих, историю рода.

-Ребята, объясните значение слова «род».

(ответы детей)

1

-Род – это группа людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-то старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

-Человек всегда чтил своих предков, и поэтому одной из традиций в русских семьях было составление своей родословной, генеалогического древа.

Слайд (составление ген.древа)

(Пояснения во время заполнения ген. древа: Как я уже сказала, от далеких предков появился ваш род, первая семья. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала цветы, а затем и добрые плоды).

- Мы с вами тоже не стали исключением. Я рада, что все ребята нашего класса приняли активное участие в проекте «Моя родословная». Эту работу мы начали с вами еще в первом классе, когда приступили к оформлению ваших портфолио

Слайд (показ страниц о семье)

-Итогом работы по изучению своих семей для вас стало оформление исследовательской работы «Моя родословная». В школьном конкурсе с одноименным названием мы заняли 1 место – работа Царева Н., 2 место – работа Бяковой Н. и 3 место – работа Котаевой Н.

-Кто помогал вам в работе?

3.Введение понятия «семейные династии».

От них вы узнали много интересных фактов о своих родственниках. Каждый из них выбирал себе профессию по душе, а в каких –то семьях образовались даже династии. Кто из вас может сказать, что такое династия? (когда люди разных поколений занимаются одним и тем же делом).

- В нашем классе тоже есть ребята из семейных династий.

(Семейные династии Кузиных, Максимцевых, Бяковых, Васильевых)

Слайд (семейные династии)

- Очень интересный факт из истории своей семьи узнала Бякова Анастасия, послушайте ее рассказ (рассказ о Медведевой Л.Ф.).

-В каждой семье были и есть люди с интересной судьбой, которыми вы можете гордиться.

-Я думаю, что до сих пор мало у кого из вас было составлено генеалогическое древо. Пусть оно сохранится для ваших потомков, и это будет хорошей традицией в вашей семье.

4.Рассказ учителя об истории происхождения имен и фамилий.

-В своих родословных вы вспомнили имена всех ваших близких. У русских, в отличие от многих других народов, тройное имя: фамилия, имя, отчество. Имя в старину каждый получал по святцам, т.е. практически каждый день - это именины какого-то святого и если человек рождался в этот день, то его называли по имени этого святого (например, 2 августа родился Сухов Илья- это Ильин день).

-Кого из вас назвали по святцам?

-Говорят, что имя накладывает отпечаток на характер человека. Имя – это не пустой звук, у каждого имени есть свое значение. Например, мое имя, Елена пришло из греческого языка и обозначает «свет».

-Ребята, при составлении проекта «Мое имя», вы узнали, что обозначают ваши имена:

(Александра (греч.) – от защищать; Анастасия (греч.) – воскресшая; Ксения (греч.) – гостеприимство; Марина (лат.) – морская; Наташа (лат.) – родная; Ольга (сканд.) – священная; Юлия (греч.) – июльская; Вячеслав (слав.) – от «больше» и «слава»; Иван (евр.) – бог милует; Олег (сканд.) – святой; Дмитрий (греч.) – относящийся к Деметре; Михаил (евр.) – кто как бог; Илья (евр.) – Бог мой Яхве; Никита (греч.) – победитель; Артем (греч.) – посвященный Артемиде;).

-Ребята, а что позволяют узнать отчества?

- Отчества позволяют узнать имена предыдущих поколений.

- А вот, что мы можем узнать с помощью фамилий, вы ответите, когда прослушаете стихотворение «Прадеды» Г.Граудина.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончаровых прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне гробил спину.

Быть может юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись и ты увидишь в них

Историю России.

- Как вы думаете, о чем говорят ваши фамилии? (предположения детей)

-Ребята, я предлагаю вам новое поисковое задание. Попробуйте объяснить происхождение своих фамилий. В этом вам могут помочь родители, бабушки и дедушки, а также можно обратиться к «Словарю фамилий» Е.Глушко и Ю. Медведева.

Слайд (поисковое задание)

5.Беседа о семейных реликвиях.

-Как можно больше узнать о своих предках нам помогают не только отчество и фамилия, но и вещи, хранимые в семье, как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения. Догадались, о чем идет речь?

-Это – реликвия.

Слайд

-«Вещи имеют свою судьбу»- говорили в древности. Есть на свете много вещей, которые сохраняют историю народа (например, знамя победы в ВОВ 1941-1945г.) и отдельной семьи.

Семейными реликвиями могут быть медали и письма, книги и фотографии, посуда и украшения. А если человек становится знаменитым, то его вещи могут храниться в музее. Они становятся реликвиями для всего народа.

-Расскажите, какие реликвии хранятся в ваших семьях.

(рассказы детей)

Слайд

6.Рассказ о семейных увлечениях.

-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и детей, и взрослых. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о походах и экскурсиях, есть спортивные семьи и т.д.

Слайд (семейные увлечения)

7.Выставка фамильных гербов.

-Сегодня мы узнали о ваших семьях много нового, интересного, о ваших семейных традициях, увлечениях. Все это вы постарались отразить в своих семейных гербах, которые сами придумали и нарисовали.

Слайд

-Что обозначают ваши семейные гербы?

8.Подведение итогов.

-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

-Что нового вы узнали о своей семье в ходе исследовательской работы?

-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Семья – это воздух, которым мы дышим,

Семья – это все, что с детства мы слышим,

Семья – это все, что с детства мы любим,

Семья – это жизнь, а не просто так «люди».

(самооценка – кому понравилось работать над проектом……..)



Родословная Бяковой Анастасии



Проект «Мое имя»



Семейные увлечения



Семейная реликвия



Семейные традиции



Фамильный герб