· Формирование убеждения о важной роли семьи в жизни человека.
· Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
· Содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям.
· Способствовать развитию взаимоотношений образовательного учреждения и родителей учащихся.
Предварительная подготовка к классному часу
-Составление учащимися генеалогических деревьев;
-Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
-Оформление фотовыставки «За страницами семейного альбома »;
-Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».
1.Оргмомент. Постановка темы и цели занятия.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
-Ребята, сегодня нам предстоит очень важный разговор. Если вы разгадаете ребус, то вы поймете о чем.
7 я
-Сегодня мы будем говорить о семье.
-Правильно сегодня у нас очередной разговор о семье. Мы поговорим о семейных родословных, о традициях семьи, о семейных реликвиях и еще о многом. Тема нашего занятия «За страницами семейного альбома».
Слайд (тема)
2. Вступительная беседа. Понятие о родословной.
- Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о вкусностях, которые готовит бабушка, о прогулках и совместных делах с дедушкой.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
-«Иваны не помнящие своего родства…» - так раньше говорили о людях, которые не знали предков своих, историю рода.
-Ребята, объясните значение слова «род».
(ответы детей)
1
-Род – это группа людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-то старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.
-Человек всегда чтил своих предков, и поэтому одной из традиций в русских семьях было составление своей родословной, генеалогического древа.
Слайд (составление ген.древа)
(Пояснения во время заполнения ген. древа: Как я уже сказала, от далеких предков появился ваш род, первая семья. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала цветы, а затем и добрые плоды).
- Мы с вами тоже не стали исключением. Я рада, что все ребята нашего класса приняли активное участие в проекте «Моя родословная». Эту работу мы начали с вами еще в первом классе, когда приступили к оформлению ваших портфолио
Слайд (показ страниц о семье)
-Итогом работы по изучению своих семей для вас стало оформление исследовательской работы «Моя родословная». В школьном конкурсе с одноименным названием мы заняли 1 место – работа Царева Н., 2 место – работа Бяковой Н. и 3 место – работа Котаевой Н.
-Кто помогал вам в работе?
3.Введение понятия «семейные династии».
От них вы узнали много интересных фактов о своих родственниках. Каждый из них выбирал себе профессию по душе, а в каких –то семьях образовались даже династии. Кто из вас может сказать, что такое династия? (когда люди разных поколений занимаются одним и тем же делом).
- В нашем классе тоже есть ребята из семейных династий.
(Семейные династии Кузиных, Максимцевых, Бяковых, Васильевых)
Слайд (семейные династии)
- Очень интересный факт из истории своей семьи узнала Бякова Анастасия, послушайте ее рассказ (рассказ о Медведевой Л.Ф.).
-В каждой семье были и есть люди с интересной судьбой, которыми вы можете гордиться.
-Я думаю, что до сих пор мало у кого из вас было составлено генеалогическое древо. Пусть оно сохранится для ваших потомков, и это будет хорошей традицией в вашей семье.
4.Рассказ учителя об истории происхождения имен и фамилий.
-В своих родословных вы вспомнили имена всех ваших близких. У русских, в отличие от многих других народов, тройное имя: фамилия, имя, отчество. Имя в старину каждый получал по святцам, т.е. практически каждый день - это именины какого-то святого и если человек рождался в этот день, то его называли по имени этого святого (например, 2 августа родился Сухов Илья- это Ильин день).
-Кого из вас назвали по святцам?
-Говорят, что имя накладывает отпечаток на характер человека. Имя – это не пустой звук, у каждого имени есть свое значение. Например, мое имя, Елена пришло из греческого языка и обозначает «свет».
-Ребята, при составлении проекта «Мое имя», вы узнали, что обозначают ваши имена:
(Александра (греч.) – от защищать; Анастасия (греч.) – воскресшая; Ксения (греч.) – гостеприимство; Марина (лат.) – морская; Наташа (лат.) – родная; Ольга (сканд.) – священная; Юлия (греч.) – июльская; Вячеслав (слав.) – от «больше» и «слава»; Иван (евр.) – бог милует; Олег (сканд.) – святой; Дмитрий (греч.) – относящийся к Деметре; Михаил (евр.) – кто как бог; Илья (евр.) – Бог мой Яхве; Никита (греч.) – победитель; Артем (греч.) – посвященный Артемиде;).
-Ребята, а что позволяют узнать отчества?
- Отчества позволяют узнать имена предыдущих поколений.
- А вот, что мы можем узнать с помощью фамилий, вы ответите, когда прослушаете стихотворение «Прадеды» Г.Граудина.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончаровых прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне гробил спину.
Быть может юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись и ты увидишь в них
Историю России.
- Как вы думаете, о чем говорят ваши фамилии? (предположения детей)
-Ребята, я предлагаю вам новое поисковое задание. Попробуйте объяснить происхождение своих фамилий. В этом вам могут помочь родители, бабушки и дедушки, а также можно обратиться к «Словарю фамилий» Е.Глушко и Ю. Медведева.
Слайд (поисковое задание)
5.Беседа о семейных реликвиях.
-Как можно больше узнать о своих предках нам помогают не только отчество и фамилия, но и вещи, хранимые в семье, как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения. Догадались, о чем идет речь?
-Это – реликвия.
Слайд
-«Вещи имеют свою судьбу»- говорили в древности. Есть на свете много вещей, которые сохраняют историю народа (например, знамя победы в ВОВ 1941-1945г.) и отдельной семьи.
Семейными реликвиями могут быть медали и письма, книги и фотографии, посуда и украшения. А если человек становится знаменитым, то его вещи могут храниться в музее. Они становятся реликвиями для всего народа.
-Расскажите, какие реликвии хранятся в ваших семьях.
(рассказы детей)
Слайд
6.Рассказ о семейных увлечениях.
-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и детей, и взрослых. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о походах и экскурсиях, есть спортивные семьи и т.д.
Слайд (семейные увлечения)
7.Выставка фамильных гербов.
-Сегодня мы узнали о ваших семьях много нового, интересного, о ваших семейных традициях, увлечениях. Все это вы постарались отразить в своих семейных гербах, которые сами придумали и нарисовали.
Слайд
-Что обозначают ваши семейные гербы?
8.Подведение итогов.
-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
-Что нового вы узнали о своей семье в ходе исследовательской работы?
-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Семья – это воздух, которым мы дышим,
Семья – это все, что с детства мы слышим,
Семья – это все, что с детства мы любим,
Семья – это жизнь, а не просто так «люди».
(самооценка – кому понравилось работать над проектом……..)