Харалгина Н.А. ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «СПОРТЛАНДИЯ» ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
Библиографическое описание: Харалгина Н.А. Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» дневного пребывания детей // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» дневного пребывания детей на 1, 2 потока
Название лагеря: школьный оздоровительный лагерь «Спортландия»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный
Модель лагеря: разновозрастное объединение детей
Продолжительность смены: 18 дней.
Количество смен: 1
Название проводящей организации: КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой»
Адрес: ХМАО, Тюменская обл., г. Ханты-Мансийск ул. Рознина-76
Возраст участников: 6-11 лет.
Количество детей в смене: 25
Сроки проведения: июнь - июль
Введение:
Приближается лето – пора отдыха детей в летних лагерях. В условиях летнего лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной детской деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи: Организация разнообразной досуговой деятельности в условиях временного коллектива. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у детей навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании детей нравственной и культурной ценности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей детей, семьи, учреждения.
Сроки и условия пребывания:
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, воспитатели (привлеченные педагоги), помощники воспитателей, инструктор ЛФК.
Принципы
Программа лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества детей и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в развитии творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены: начальник лагеря; воспитатели (из числа педагогов санатория); инструктор ЛФК
Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы, планы; проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; коллективные творческие дела; творческие мастерские; индивидуальная работа; деловые и ролевые игры
Содержание программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.
Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Символ дня
1. Коллективный Красный цвет – коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
2. Особый Оранжевый цвет – такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
3. Житейский Желтый цвет – такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
4. Задорный Зеленый цвет – смешные конкурсы, веселые мероприятия
5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6. Спортивный Синий цвет – спортивные соревнования
7. Фантазийный Фиолетовый цвет – мероприятия, развивающие фантазию детей.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке лагеря
Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
Организационно-педагогическая деятельность: комплектование штата кадрами; участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей; совещание при руководителе по организации летнего отдыха детей; проведение инструктажей с педагогами по технике безопасности и охране здоровья детей; проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Основополагающими идеями в работе с детьми влетнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: утренняя зарядка; принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); организация пеших прогулок по лесной зоне санатория; организация здорового питания детей; организация спортивно-массовых мероприятий; спортивные эстафеты; подвижные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся: Огонёк «Расскажи мне о себе». Коммуникативные игры «Снежный ком», «Назовись». Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, воспитателей.
Пошаговая
диагностика
Оценка результатов мероприятий и дел лагеря предыдущего дня.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).
Итоговая
диагностика
Анкетирование.
Творческий отзыв (стенгазета и презентация «Наш лагерь»)
Беседы в отрядах.
Оценка результатов мероприятий и дел лагеря всей смены.
Фабрика достижений лагеря.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности»; «Правила поведения детей при проведении прогулок, экскурсий и походов»; «Безопасность детей при проведении спортивных и массовых мероприятий»; «Правила безопасности при терактах»; «По предупреждению кишечных заболеваний»; «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»; «Правила дорожного движения».
Беседы
Беседы о здоровье («Минутка здоровья»): «Как ухаживать за зубами?»; «Путешествие в страну «Витаминию»; «Как беречь глаза?»; Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
Беседы по основам безопасности жизнедеятельности («Утренняя пятиминутка»): «Один дома»; «Правила поведения с незнакомыми людьми»; «Правила поведения и безопасности человека на воде»; «Меры доврачебной помощи»; «Осторожно, дорога»; «Ролики, скейтборды и дорога».
Работа по развитию творческих способностей детей
· оформление отрядных уголков, стенных газет;
· ярмарка идей и предложений;
· конкурсы рисунков на асфальте: «Моя фантазия», «Я люблю тебя, Россия» и др.
Коллективные творческие дела:
· «Алло! Мы ищем таланты!»;
· «День независимости России»;
· Конкурс агитбригад;
· «День памяти»;
· Театрализованное закрытие лагерной смены «А вот и мы!».
- Кружок «Умелые руки»
- Кружок «Библиотека»
- Кружок «Веселый артист»
- Кружок «Олимп » (спортивное направление)
Мероприятия на развитие творческого мышления:
· загадки, кроссворды, ребусы,
· викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
· конкурсная программа «Эрудит – шоу»,
· конкурс – игра «Весёлые минутки»,
· конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
· конкурс небылиц «Как меня собирали в лагерь»,
· интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
· конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
· Итоговая выставка поделок, рисунков.
Направления деятельности:
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
· вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
· выработка и укрепление гигиенических навыков;
· расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
· утренняя зарядка;
· спортивные игры на площадке;
· подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки «Тропа здоровья», «Тропа интересов», «Захват территории»);
· эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», снайпер, волейбол, футбол, баскетбол);
· утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – сплоченности и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
· воспитать бережное отношение к природе;
· повысить уровень пропаганды здорового образа жизни;
· уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
· Экологический десант
· Операция «Тропинка»
Участие в экологических акциях:
· 5 июня – Всемирный день окружающей среды;
· Проектирование деятельности по защите окружающей среды;
· Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края»
· Поделки из природного материала.
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
· пробуждать в детях чувство прекрасного;
· формировать навыки культурного поведения и общения;
· прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
· Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый».
· Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
· изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);
· конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);
· творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);
Игровые творческие программы
· Творческие игры («День рекордов»)
· Праздники («Минута славы»)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
· бытовой самообслуживающий труд;
· общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отряде.
· Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, по столовой
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
· пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
· формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
· формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
· возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
· День независимости России.
· Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
· Спортивные соревнования «Снайпер».
· Беседа «Символика Российской Федерации»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при руководителе и старшего воспитателя по подготовке к летнему сезону;
· издание приказа о проведении летней компании;
· разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Спортландия»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, выявление лидерских, организаторских и творческих способностей;
· запуск программы «Спортландия»;
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;
· работа творческих мастерских, кружков.
IV этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
· организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Спортландия» с социумом.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается: Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физического и духовного здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов). Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм. Личностный рост участников смены.
Система самоуправления лагеря
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций.
Элементы системы самоуправления лагеря
Функции
Народный форум
Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря
Час отряда
Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)
Форум лагеря
Общее собрание лагеря, линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий день, освещение деятельности в СМИ лагеря)
Дела лагеря
Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа
Задачи самоуправления лагеря:
· Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
· Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).
· Расширение кругозора детей.
· Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
· Личностный рост участников смены.
Законы лагеря:
1.Закон точности
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2.Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек
поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.
3.Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4.Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться с личным в интересах коллектива.
5.Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6.Закон песни
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа.
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.
С ней в любое время года
Яркой выглядит природа!
Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.
Будь приветлив, не дерись,
А подрался, так мирись!
Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай!
Капитошки получай!
Капитошки соберёшь,
Приз за них себе возьмёшь!
Символики и атрибутики:
Оформление игровой комнаты и уголка:
Символика и атрибутика:
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы.
Название смены – «Спортландия».
Герои его – человечки весёлые.
А чтобы жилось нам всем дружно и весело,
Давайте мы сказку придумаем вместе все.
Девиз лагеря:
“ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”
Гимн
От улыбки хмурый день светлей!
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Припев: И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной вокруг
Перестанет плакать даже хмурый дождик.
Темный лес простится с тишиной,
И захлопает в зелёные ладоши.
Сказка про весёлых человечков.
У синей речки живёт весёлое племя разноцветных человечков. Человечки проводят время весело и интересно в своём маленьком городе – городе Радуги.
В далёкое время на синей извилистой речке
Дружили и жили семейки цветных человечков.
Мои человечки беспечно по речке бродили
И рыбу речную без помощи лесок удили.
Была у них рыба на завтрак, обед и на ужин.
У них были милые, большие и чуткие уши.
Лишь только услышат, что кто-нибудь в мире заплачет,
Они огорчатся, на тоненьких ножках заскачут,
Руками замашут, по синей воде разбегутся,
И в синее небо без помощи крыльев взметнутся…
Они прилетят к человеку, которому плохо,
На плечи присядут, и вот он услышит два вздоха…
Увидит их, синих, нелепых таких и ушастых…
И вдруг улыбнётся, забыв о несчастьях ужасных…
А их уже нет – улетели домой человечки
И также беспечно под ручку гуляют по речке.
Человечки очень любят природу и радуются, когда капельки дождика – капитошки – под лучами солнышка превращаются в радугу. Тогда разноцветные человечки скачут по ней, как по лестнице, и распевают весёлые песенки. Хотите увидеть их? Тогда добро пожаловать в наш в наш город – город Радуги!