Публикации
2023-09-22 16:15 2021 (№ 17-31)

Харалгина Н.А. ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «СПОРТЛАНДИЯ» ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Библиографическое описание:
Харалгина Н.А. Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» дневного пребывания детей // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» дневного пребывания детей на 1, 2 потока

Название лагеря: школьный оздоровительный лагерь «Спортландия»

Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.

Профиль лагеря: комплексный

Модель лагеря: разновозрастное объединение детей

Продолжительность смены: 18 дней.

Количество смен: 1

Название проводящей организации: КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой»

Адрес: ХМАО, Тюменская обл., г. Ханты-Мансийск ул. Рознина-76

Возраст участников: 6-11 лет.

Количество детей в смене: 25

Сроки проведения: июнь - июль

Введение:

Приближается лето – пора отдыха детей в летних лагерях. В условиях летнего лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной детской деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», – гласит восточная мудрость.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи: Организация разнообразной досуговой деятельности в условиях временного коллектива. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.

Формирование у детей навыков общения и толерантности.

Утверждение в сознании детей нравственной и культурной ценности.

Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Развитие и укрепление связей детей, семьи, учреждения.

Сроки и условия пребывания:

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, воспитатели (привлеченные педагоги), помощники воспитателей, инструктор ЛФК.

Принципы

Программа лагеря опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества детей и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей в развитии творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

· активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря:

экологическое направление; художественно – эстетическое направление; трудовая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность; патриотическое направление.

Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены: начальник лагеря; воспитатели (из числа педагогов санатория); инструктор ЛФК

Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы, планы; проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; коллективные творческие дела; творческие мастерские; индивидуальная работа; деловые и ролевые игры

Содержание программы

Лагерная смена проводится в рамках игры.

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.

Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Символ дня

1. Коллективный Красный цвет – коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.

2. Особый Оранжевый цвет – такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

3. Житейский Желтый цвет – такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

4. Задорный Зеленый цвет – смешные конкурсы, веселые мероприятия

5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления

6. Спортивный Синий цвет – спортивные соревнования

7. Фантазийный Фиолетовый цвет – мероприятия, развивающие фантазию детей.

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке лагеря

Красный цвет – классный день!

Оранжевый – очень хороший день!

Зеленый – день как день.

Синий – скучный день.

Организационно-педагогическая деятельность: комплектование штата кадрами; участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей; совещание при руководителе по организации летнего отдыха детей; проведение инструктажей с педагогами по технике безопасности и охране здоровья детей; проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Основополагающими идеями в работе с детьми влетнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: утренняя зарядка; принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); организация пеших прогулок по лесной зоне санатория; организация здорового питания детей; организация спортивно-массовых мероприятий; спортивные эстафеты; подвижные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся: Огонёк «Расскажи мне о себе». Коммуникативные игры «Снежный ком», «Назовись». Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Оценка результатов мероприятий и дел лагеря предыдущего дня.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).

Итоговая

диагностика

Анкетирование.

Творческий отзыв (стенгазета и презентация «Наш лагерь»)

Беседы в отрядах.

Оценка результатов мероприятий и дел лагеря всей смены.

Фабрика достижений лагеря.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности»; «Правила поведения детей при проведении прогулок, экскурсий и походов»; «Безопасность детей при проведении спортивных и массовых мероприятий»; «Правила безопасности при терактах»; «По предупреждению кишечных заболеваний»; «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»; «Правила дорожного движения».

Беседы

Беседы о здоровье («Минутка здоровья»): «Как ухаживать за зубами?»; «Путешествие в страну «Витаминию»; «Как беречь глаза?»; Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».

Беседы по основам безопасности жизнедеятельности («Утренняя пятиминутка»): «Один дома»; «Правила поведения с незнакомыми людьми»; «Правила поведения и безопасности человека на воде»; «Меры доврачебной помощи»; «Осторожно, дорога»; «Ролики, скейтборды и дорога».

Работа по развитию творческих способностей детей

· оформление отрядных уголков, стенных газет;

· ярмарка идей и предложений;

· конкурсы рисунков на асфальте: «Моя фантазия», «Я люблю тебя, Россия» и др.

Коллективные творческие дела:

· «Алло! Мы ищем таланты!»;

· «День независимости России»;

· Конкурс агитбригад;

· «День памяти»;

· Театрализованное закрытие лагерной смены «А вот и мы!».

- Кружок «Умелые руки»

- Кружок «Библиотека»

- Кружок «Веселый артист»

- Кружок «Олимп » (спортивное направление)

Мероприятия на развитие творческого мышления:

· загадки, кроссворды, ребусы,

· викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,

· конкурсная программа «Эрудит – шоу»,

· конкурс – игра «Весёлые минутки»,

· конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,

· конкурс небылиц «Как меня собирали в лагерь»,

· интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,

· конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

· Итоговая выставка поделок, рисунков.

Направления деятельности:

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

· вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

· выработка и укрепление гигиенических навыков;

· расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

· утренняя зарядка;

· спортивные игры на площадке;

· подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки «Тропа здоровья», «Тропа интересов», «Захват территории»);

· эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», снайпер, волейбол, футбол, баскетбол);

· утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – сплоченности и воспитанию дружбы.

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

· воспитать бережное отношение к природе;

· повысить уровень пропаганды здорового образа жизни;

· уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

· Экологический десант

· Операция «Тропинка»

Участие в экологических акциях:

· 5 июня – Всемирный день окружающей среды;

· Проектирование деятельности по защите окружающей среды;

· Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края»

· Поделки из природного материала.

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

· пробуждать в детях чувство прекрасного;

· формировать навыки культурного поведения и общения;

· прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

· Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый».

· Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».

Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

· изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);

· конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);

· творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);

Игровые творческие программы

· Творческие игры («День рекордов»)

· Праздники («Минута славы»)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

· бытовой самообслуживающий труд;

· общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отряде.

· Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, по столовой

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

· пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

· формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

· формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

· возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

· День независимости России.

· Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

· Спортивные соревнования «Снайпер».

· Беседа «Символика Российской Федерации»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Подготовительный – апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

· проведение совещаний при руководителе и старшего воспитателя по подготовке к летнему сезону;

· издание приказа о проведении летней компании;

· разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Спортландия»;

· подготовка методического материала для работников лагеря;

· отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

· встреча детей, выявление лидерских, организаторских и творческих способностей;

· запуск программы «Спортландия»;

· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

· реализация основной идеи смены;

· вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;

· работа творческих мастерских, кружков.

IV этап. Аналитический – июнь

Основной идеей этого этапа является:

· подведение итогов смены;

· выработка перспектив деятельности организации;

· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;

· организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Спортландия» с социумом.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается: Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физического и духовного здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов). Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм. Личностный рост участников смены.

Система самоуправления лагеря

Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.

Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.

Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.

Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.

СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций.

Элементы системы самоуправления лагеря

Функции

Народный форум

Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря

Час отряда

Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)

Форум лагеря

Общее собрание лагеря, линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий день, освещение деятельности в СМИ лагеря)

Дела лагеря

Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа



Задачи самоуправления лагеря:

· Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

· Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).

· Расширение кругозора детей.

· Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

· Личностный рост участников смены.

Законы лагеря:

1.Закон точности

Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.

2.Закон поднятой руки

Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек

поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.

3.Закон территории

Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.

4.Закон доброго отношения к людям

Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться с личным в интересах коллектива.

5.Закон улыбки

Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.

6.Закон песни

С песней по жизни веселей. Песня – душа народа.

Закон чистоты:

Чистота нам всем вокруг

Дарит свежесть и уют.

С ней в любое время года

Яркой выглядит природа!

Закон здоровья:

Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!

Закон доброго отношения:

Окажи друзьям внимание –

В ответ получишь понимание.

Будь приветлив, не дерись,

А подрался, так мирись!

Закон творчества:

Пой, играй, твори, дерзай!

Капитошки получай!

Капитошки соберёшь,

Приз за них себе возьмёшь!

Символики и атрибутики:

Оформление игровой комнаты и уголка:

Символика и атрибутика:

Символы и атрибуты: флаг, эмблемы.

Название смены – «Спортландия».

Герои его – человечки весёлые.

А чтобы жилось нам всем дружно и весело,

Давайте мы сказку придумаем вместе все.

Девиз лагеря:

“ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”

Гимн

От улыбки хмурый день светлей!

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Припев: И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной вокруг

Перестанет плакать даже хмурый дождик.

Темный лес простится с тишиной,

И захлопает в зелёные ладоши.

Сказка про весёлых человечков.

У синей речки живёт весёлое племя разноцветных человечков. Человечки проводят время весело и интересно в своём маленьком городе – городе Радуги.

В далёкое время на синей извилистой речке

Дружили и жили семейки цветных человечков.

Мои человечки беспечно по речке бродили

И рыбу речную без помощи лесок удили.

Была у них рыба на завтрак, обед и на ужин.

У них были милые, большие и чуткие уши.

Лишь только услышат, что кто-нибудь в мире заплачет,

Они огорчатся, на тоненьких ножках заскачут,

Руками замашут, по синей воде разбегутся,

И в синее небо без помощи крыльев взметнутся…

Они прилетят к человеку, которому плохо,

На плечи присядут, и вот он услышит два вздоха…

Увидит их, синих, нелепых таких и ушастых…

И вдруг улыбнётся, забыв о несчастьях ужасных…

А их уже нет – улетели домой человечки

И также беспечно под ручку гуляют по речке.

Человечки очень любят природу и радуются, когда капельки дождика – капитошки – под лучами солнышка превращаются в радугу. Тогда разноцветные человечки скачут по ней, как по лестнице, и распевают весёлые песенки. Хотите увидеть их? Тогда добро пожаловать в наш в наш город – город Радуги!