Публикации
2023-09-01 14:13 2020 (№ 3-16)

Бессараб С.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Бессараб Светлана Андреевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 26 города Благовещенска", Амурская область, г. Благовещекск

Библиографическое описание: Бессараб С.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках требований ФГОС // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

«…Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной…».
А. С. Макаренко

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество. Это семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности

Трудности:

n Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.

n Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.

n Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

n Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

Но, ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.

Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, я считаю, должен каждый сознательный гражданин своей страны.

Так, например, на уроках литературного чтения работая над текстами мастеров художественного слова, изучая фольклорные произведения народов России и мира, дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни.

Именно герои детских книг зас тавляют юных читателей сопережи вать, радоваться, тревожиться, него довать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Моя задача — по мочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературы, но и по размышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему имен но эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, ес ли были бы на месте героев.

Важно, что бы дети осознали, что чем больше доброты ты отдашь, тем больше по лучишь обратно.

В чём состоит моя работа? Не только научить учиться ребёнка, но и воспитывать духовно-нравственного человека.

В своей работе я использую с учащимися психологический тренинг:

Для того чтобы привлечь внимание к проблеме урока, провожу с учащимися психологический тренинг:

«Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра.

Если будет трудно – я тебе помогу», который создаёт комфортную обстановку на уроке, помогает прийти учащимся на помощь друг другу.

На уроках литературного чтения использую для работы следующие приёмы:

- после изучения темы проводим обобщение по данному разделу, пишем мини – сочинения («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Для чего нужен русский язык», «Если бы я был волшебником» и т.д.).

Так, после изучения «Сказки о рыбаке и рыбке» ребята изложили свои мысли по теме «Чему учит сказка?».

Очень сильное впечатление произвёл на ребят рассказ А.П.Чехова «Ванька». После беседы над рассказом учащиеся написали письмо Ваньке, в котором выразили своё отношение к рассказу, дали свои советы.

После изучения раздела «Мои – друзья животные» пишем сочинения - рассуждения «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Чтение, по гениальному опре делению К.Д. Ушинского, «это уп ражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки, су шит еще не расцветшую душу, делает слепой, глухой к окружаю щей жизни. На доступных литера турных произведениях дети учатся сочувствовать, восхи щаться, жалеть, негодовать, ува жать, радоваться и печалиться».

На уроках русского языка мы продолжаем работу над духовно – нравственным воспитанием. Необходимо, чтобы ребята любили свою страну, в которой родились, свой родной язык. С этой целью пишем сочинения – рассуждения «Для чего нужен русский язык».

На уроках окружающего мира учащиеся работали над проектом «Золотая осень». Цель его – привить любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе. В результате данного проекта учащиеся видят красоту окружающего мира, воспитывают в себе чувство бережного отношения к природе.

После изучения темы «Жизнь животных» проводилась работа «Я хочу защитить», где ребята защищали и животных, и растения.

Если мы изучаем правила поведения в природе, на урок зачастую приходит Жалейкин (сказочный персонаж). Он постоянно всех жалеет, но от этого природе наносится только вред. Ребята предложили дать ему несколько советов.

Мальчишка не научится лю бить природу, пока не пожалеет замерзшего воробья; девочка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-ни будь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожидан ной силой... А с таких вот кро шечных открытий и начинается духовный рост человека. К сожа лению, мы редко задумываемся об этом. (Э. Шим)

После изучения тем по различным предметам ребята становятся волшебниками, совершая действия, рассуждая, доказывая, отстаивая свою точку зрения. Например, при выполнении работы «Если бы я был волшебником» учащиеся сделали бы «весь мир красивым», «чтобы не было войны», «улыбались дети», «не было бездомных собак», «все были счастливы».

С переходом на новые стандарты уроки тесно связаны с внеурочной деятельностью, которая представляет огромное поле деятельности для развития учащихся. На предметных уроках есть темы, связанные с изучением родного края, и поэтому во внеурочной деятельности я провожу кружок «Родной край», на котором мы с учащимися подробнее изучаем свою малую родину. Есть у нас тетрадь, в которой мы работаем над изучением родного края. Был создан проект - презентация «Родной край», в котором учащиеся представили описание своей малой родины (улица, на которой живут).

Изучая в 1 классе азбуку, мы читали рассказ о ёлочке, и ребята решили к Новому году украсить её в школьном дворе. Получился проект «Берегите ёлочку»

Также проводила кружок «Живая Русь», который тоже направлен на духовно – нравственное развитие. Этот курс помогает детально изучить Родину, Россию, чем занимались наши предки, как жили.

Работает у нас кружок «Познай себя», рассчитанный на 4 года, и позволяющий изучить личность учащегося, качества его характера, заглянуть во внутренний мир ребёнка, и, если надо – постараться исправиться в лучшую сторону. На этом кружке я применяю рабочую тетрадь «Книга моих размышлений» (авторы А.А. Логинова, А.Я. Данилюк - разработчики программы «Духовно – нравственное развитие»).

В 4 классе в связи с переходом на новые стандарты появился курс «Основы религиозных культур и светской этики». На этих уроках мне большую помощь оказывали раскраски, позволяющие расширению кругозора детей.

В МАОУ «Школа № 26» города Благовещенска, где я работаю 7 ой год, есть экологический центр, куда ребята ходят на занятия, посещают кружки, связанные с экологическим направлением. В школе проводится много мероприятий, направленных на развитие духовно – нравственной культуры: выставки, конкурсы рисунков, беседы, смотры, викторины. Такие как «Здравствуй, Масленица!», «Смотр строя и песни», «Литературный бал», «Семья года». Конкурсы рисунков «Толерантность», акции «Подари тепло другому», «Помоги животным»

Каждый год выезжаем в центр экологического воспитания, где проводятся уроки на свежем воздухе: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир, физическая культура (презентация).

Важно, чтобы в «новой школе» каждый урок, каждое мероприятие становились яркими переживаниями. Надо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую жизнь», с её нормами и требованиями, воспитает их людьми, стремящимися сделать нашу землю лучше.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком – то печётся и беспокоится, кому – то отдаёт своё сердце».

Зерно, посаженное в землю, даёт свои всходы. Ребёнок – это бутон ещё не распустившегося цветка. Будет ли этот цветок ярким и красочным, зависит и от нас тоже.