Публикации
2023-11-17 14:12 2023

Мельник Л.П. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ»

Библиографическое описание:
Мельник Л.П. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ» // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.

Цели:

· ознакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных, правильно писать родовые окончания имён прилагательных;

· развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

· прививать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам.

Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

На уроке используются элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности)

• игровые;

• проектная деятельносать;

• уровневая дифференциация обучения (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично – поисковое);

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.

Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Дети: Видеть вас мы очень рады!

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. Ребята, открываем тетради, записываем «Шестнадцатое марта. Классная работа».

- Ребята, на столах у вас лежат «Листы самоконтроля», заполняйте их по мере прохождения этапов урока. Ставьте знак «+» в ту колонку, если вы считаете, что она соответствует тому, как выполнили задание.

2. Самоопределение к деятельности.

- А начнем мы наш урок с «Минутки чистописания»

2.1. Минутка чистописания

Послушайте стихотворение.

В доме добрыми делами занята,

Тихо по квартире ходит доброта.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Л. Николаенко

-Прочитайте слова, выделенные красным.

-Назовите первый звук слов «доброта», «добрый».

-Прочитайте слова, выделенные зеленым.

-Назовите первый звук слов «делами», «день».

-Какие звуки назвали? [д], [д‘].

-Какой буквой они обозначаются? (Д д)

-Какие буквы мы пропишем?

-Прописываем буквы заглавную Д и строчную д.

-А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».

2.2. Актуализация знаний.

-Итак, мы сегодня будем работать с именами существительными и именами прилагательными. Ребята, впереди у нас столько интересного! Хочу, чтобы вы были любознательными, активными, внимательными.

(Звучит песня Шапокляк)

1. Работа по таблице

- Что это? Ничего не понимаю!

- Я не готовила вам такое задание. Значит - это Шапокляк приготовила его.

Прочитайте словосочетания. Где здесь ошибки?

- Для того, чтобы исправить ошибки давайте вспомним, как мы должны рассуждать.

Добрая взгляд

Доброе улыбка

Добрый лицо



- Ребята, у вас на столах лежат «листы самооценки», по мере выполнения заданий, выставляйте себе оценки.

2.Работа с алгоритмом

1.Прочитай словосочетание

2.Укажи имя существительное

3.Определи род имени существительного

4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного

- Дети, помогите! Исправьте ошибки!

Прочитайте словосочетания. Почему неверно? Определите род существительных? Какого рода прилагательные?

- Спасибо. Вы правильно исправили ошибки. (добрый взгляд, добрая улыбка, доброе лицо)

- Одинаковые ли окончания у прилагательных?

- Что помогло определить род имён прилагательных?

- Как вы думаете, что помогло определить окончания имен прилагательных?

- Как же изменяются имена прилагательные?

-Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока «Изменение имён прилагательных по родам»

-Чему мы должны научиться?

Цель урока: Научиться определять род имён прилагательных и правильно писать окончание.

3. Открытие новых знаний.

Работа по учебнику

Работа с таблицей

- Откройте учебник на стр. 73. Работаем с таблицей, упражнение 125 с. 73 (прочитайте правило).

Мужской род.

Какой?

Женский род.

Какая?

Средний род.

Какое?

-ой /-ый /-ий

-ая / -яя

-ое / -ее

добрый (день)

дальний (путь)

лесной (зверь)

добрая (весть)

дальняя (роща)

лесная (тишь)

доброе (дело)

дальнее (поле)

лесное (эхо)



- Не забывайте оценивать свою работу.

Первичная проверка понимания темы урока

1.Упражнение 126 с. 73 (коллективная работа, работа у доски)

4. Физкультминутка

- Ребята, встаньте и отойдите от своих парт. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

- Спасибо. Садитесь на свои места.

5. Первичное закрепление

1.Беседа о доброте.

- Понравилась песня? Вы заметили, что на уроке часто звучит слово доброта?

- Дети, что такое доброта?

Дети: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-Какой характер у этого слова? Какое это слово? (Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, красивое…)

Самостоятельная работа.

- Подберите к этим именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь, укажите падеж имени прилагательного и выделите окончание. Проверяем, оцените свою работу, поставьте оценки в лист самооценки.

- Примеры: доброе сердце, светлое небо, солнечное утро, радостное настроение, приятное общение, красивое имя.

- Послушайте стихотворение.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

- Какое словосочетание встречается несколько раз в этом стихотворение.

Добрые люди

- Запишите это словосочетание в тетрадь.

- Определите род имени прилагательного. Можно определить род у этого прилагательного?

- Обратите внимание, в форме какого числа стоит имя существительное к которому относится имя прилагательное?

- Правильно, род определить мы не можем, потому что существительное «люди» стоит во множественном числе.

- А теперь используя таблицу, с который мы работали ранее, составьте другие слово сочетания так, чтобы у вас имена прилагательные стояли в мужском, женском и среднем родах.

- Примеры: доброе сердце, добрая бабушка, добрый человек.

2. Работа в парах «Помоги другу».

- Ребята, Шапокляк снова пытается помешать нам. Что же на этот раз она приготовила нам?

- Сегодня мы так много говорим о доброте. Помогите друг другу. У вас на столах лежат карточки, прочитайте стихотворение. Выпишите словосочетания прилагательное и существительное. Допишите окончания и выделите их. Определите род имен прилагательных.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны.

Солнечн.. лето

Праздничн.. ель.

Вкусн.. конфеты.

Сладкий карамель.

- Ребята, поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. Результат занесите в листы самооценки. Проверим выполненную работу.

- Прочитайте словосочетания, которые выписали. (назвать род)

- Почему не определили род в слове вкусные?

- А кто заметил ошибку в этом стихотворении? (сладкий карамель)

- Как правильно?

3. Составление танграма.

- Я вам предлагаю немного отдохнуть. Вы слышали слово «танграм»? Если разрезать квадрат, как показано на рисунке, то получится популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в Китае называют «чиочиоту», т.е. умственная головоломка из семи частей.

Танграм- это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей, эти части называются – танами.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

- В собранную фигуру должны входить все семь частей.

- Части не должны налегать друг на друга.

- Части должны примыкать друг к другу.

- Ребята, вспомните, кто был верной спутницей Шапокляк?

Дети: Крыса.

- А кого боятся крысы и мыши?

Дети: кошку

- Ребята, придумайте предложения про кошку. Используйте своем предложение прилагательные, выделите окончания.

- Правильно. Вот давайте сейчас попробуем выложить с помощью этих танов - кошку. А, чтобы вам было легче, посмотрите на доску и соберите танграм, который вам больше понравился.



- Молодцы! Справились с заданием.

4.Секреты грамматики (работа со словосочетаниями).

Так, а теперь что? Эта Шапокляк совсем решила нас запутать.

Ребята, посмотрите на пары словосочетаний. Давайте прочитаем их.

Жареный к..ртофель – жареная к..ртофель

Вкусный какао – вкусное какао

Черное кофе – черный кофе

Красивая тюль – красивый тюль

Яичный шампунь – яичная шампунь

-Дети, если вы не можете определить род имени существительного, как вы должны действовать? (спросить у учителя, посмотреть в словаре).

-Допустили ли вы ошибки, узнаем, когда выполним упражнение 128, стр. 74.

-Найдите словосочетания и запишите их правильно. Укажите род имен существительных и имен прилагательных.

-Прочитайте словосочетания, которые выписали.

Существительные в этих словосочетаниях иностранного происхождения, их род нужно запомнить.

-Ребята, вы такие молодцы! Я думаю, мы с вами убедили Шапокляк, что быть добрым человеком лучше, чем всё время делать зло.

5. Рефлексия.

- Ребята, в заверение нашего урока предлагаю составить синквейн. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» или нерифмованное стихотворение. Работать будем в группах.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно.

- Чтобы облегчить вам задачу, работать будем в группах. У вас на столе лежат примеры слов из каждой строчки. Ваша задача придумать свой синквейн.

- Давайте проверим, что у вас получилось? Молодцы! Справились с поставленной задачей.

- Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, запишите домашнее задание, стр. 75 упражнение 130.

Инструкция по выполнении. Прочитайте упражнение, спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имен прилагательных, укажите род имен существительных и имен прилагательных.

6. Подведение итогов.

- Подведем итог нашего урока.

-Назовите тему нашего урока.

-Как же определить род имён прилагательных? (работа с таблицей)

-Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

- Ребята, все вы сегодня молодцы! Поставьте оценки в свои оценочные листы. А я поставила следующие оценки:_________________________________________________

- На доске у нас «дерево добра», а на партах у вас лежат сердечки. Сердце, считается символом любови и доброты. Если на уроке вам было все понятно и отлично работали на уроке, повесьте на дерево – зеленое сердечко. Если вы испытали трудности в освоение материала, работали хорошо, но иногда ошибались –желтое, если вам было трудно освоить материал и вам нужно поработать над собой – красное.

- Окончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Звучит песня «Дорогою добра»

- В память о нашем сегодняшнем уроке хочу вам подарить небольшие сувениры.

- На этом урок закончен. Всем большое спасибо!