Мельник Л.П. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ»
Библиографическое описание: Мельник Л.П. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ» // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.
Цели:
· ознакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных, правильно писать родовые окончания имён прилагательных;
· развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
· прививать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам.
Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
На уроке используются элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности)
• игровые;
• проектная деятельносать;
• уровневая дифференциация обучения (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое);
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости!
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Дети: Видеть вас мы очень рады!
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. Ребята, открываем тетради, записываем «Шестнадцатое марта. Классная работа».
- Ребята, на столах у вас лежат «Листы самоконтроля», заполняйте их по мере прохождения этапов урока. Ставьте знак «+» в ту колонку, если вы считаете, что она соответствует тому, как выполнили задание.
2. Самоопределение к деятельности.
- А начнем мы наш урок с «Минутки чистописания»
2.1. Минутка чистописания
Послушайте стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо по квартире ходит доброта.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Л. Николаенко
-Прочитайте слова, выделенные красным.
-Назовите первый звук слов «доброта», «добрый».
-Прочитайте слова, выделенные зеленым.
-Назовите первый звук слов «делами», «день».
-Какие звуки назвали? [д], [д‘].
-Какой буквой они обозначаются? (Д д)
-Какие буквы мы пропишем?
-Прописываем буквы заглавную Д и строчную д.
-А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».
2.2. Актуализация знаний.
-Итак, мы сегодня будем работать с именами существительными и именами прилагательными. Ребята, впереди у нас столько интересного! Хочу, чтобы вы были любознательными, активными, внимательными.
(Звучит песня Шапокляк)
1. Работа по таблице
- Что это? Ничего не понимаю!
- Я не готовила вам такое задание. Значит - это Шапокляк приготовила его.
Прочитайте словосочетания. Где здесь ошибки?
- Для того, чтобы исправить ошибки давайте вспомним, как мы должны рассуждать.
Добрая взгляд
Доброе улыбка
Добрый лицо
- Ребята, у вас на столах лежат «листы самооценки», по мере выполнения заданий, выставляйте себе оценки.
2.Работа с алгоритмом
1.Прочитай словосочетание
2.Укажи имя существительное
3.Определи род имени существительного
4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного
- Дети, помогите! Исправьте ошибки!
Прочитайте словосочетания. Почему неверно? Определите род существительных? Какого рода прилагательные?
- Как вы думаете, что помогло определить окончания имен прилагательных?
- Как же изменяются имена прилагательные?
-Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока «Изменение имён прилагательных по родам»
-Чему мы должны научиться?
Цель урока: Научиться определять род имён прилагательных и правильно писать окончание.
3. Открытие новых знаний.
Работа по учебнику
Работа с таблицей
- Откройте учебник на стр. 73. Работаем с таблицей, упражнение 125 с. 73 (прочитайте правило).
Мужской род.
Какой?
Женский род.
Какая?
Средний род.
Какое?
-ой /-ый /-ий
-ая / -яя
-ое / -ее
добрый (день)
дальний (путь)
лесной (зверь)
добрая (весть)
дальняя (роща)
лесная (тишь)
доброе (дело)
дальнее (поле)
лесное (эхо)
- Не забывайте оценивать свою работу.
Первичная проверка понимания темы урока
1.Упражнение 126 с. 73 (коллективная работа, работа у доски)
4. Физкультминутка
- Ребята, встаньте и отойдите от своих парт. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.
- Спасибо. Садитесь на свои места.
5. Первичное закрепление
1.Беседа о доброте.
- Понравилась песня? Вы заметили, что на уроке часто звучит слово доброта?
- Дети, что такое доброта?
Дети: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-Какой характер у этого слова? Какое это слово? (Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, красивое…)
Самостоятельная работа.
- Подберите к этим именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь, укажите падеж имени прилагательного и выделите окончание. Проверяем, оцените свою работу, поставьте оценки в лист самооценки.
- Какое словосочетание встречается несколько раз в этом стихотворение.
Добрые люди
- Запишите это словосочетание в тетрадь.
- Определите род имени прилагательного. Можно определить род у этого прилагательного?
- Обратите внимание, в форме какого числа стоит имя существительное к которому относится имя прилагательное?
- Правильно, род определить мы не можем, потому что существительное «люди» стоит во множественном числе.
- А теперь используя таблицу, с который мы работали ранее, составьте другие слово сочетания так, чтобы у вас имена прилагательные стояли в мужском, женском и среднем родах.
- Примеры: доброе сердце, добрая бабушка, добрый человек.
2. Работа в парах «Помоги другу».
- Ребята, Шапокляк снова пытается помешать нам. Что же на этот раз она приготовила нам?
- Сегодня мы так много говорим о доброте. Помогите друг другу. У вас на столах лежат карточки, прочитайте стихотворение. Выпишите словосочетания прилагательное и существительное. Допишите окончания и выделите их. Определите род имен прилагательных.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны.
Солнечн.. лето
Праздничн.. ель.
Вкусн.. конфеты.
Сладкий карамель.
- Ребята, поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. Результат занесите в листы самооценки. Проверим выполненную работу.
- Прочитайте словосочетания, которые выписали. (назвать род)
- Почему не определили род в слове вкусные?
- А кто заметил ошибку в этом стихотворении? (сладкий карамель)
- Как правильно?
3. Составление танграма.
- Я вам предлагаю немного отдохнуть. Вы слышали слово «танграм»? Если разрезать квадрат, как показано на рисунке, то получится популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в Китае называют «чиочиоту», т.е. умственная головоломка из семи частей.
Танграм- это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей, эти части называются – танами.
Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…
Правила игры танграм:
- В собранную фигуру должны входить все семь частей.
- Части не должны налегать друг на друга.
- Части должны примыкать друг к другу.
- Ребята, вспомните, кто был верной спутницей Шапокляк?
Дети: Крыса.
- А кого боятся крысы и мыши?
Дети: кошку
- Ребята, придумайте предложения про кошку. Используйте своем предложение прилагательные, выделите окончания.
- Правильно. Вот давайте сейчас попробуем выложить с помощью этих танов - кошку. А, чтобы вам было легче, посмотрите на доску и соберите танграм, который вам больше понравился.
- Молодцы! Справились с заданием.
4.Секреты грамматики (работа со словосочетаниями).
Так, а теперь что? Эта Шапокляк совсем решила нас запутать.
Ребята, посмотрите на пары словосочетаний. Давайте прочитаем их.
Жареный к..ртофель – жареная к..ртофель
Вкусный какао – вкусное какао
Черное кофе – черный кофе
Красивая тюль – красивый тюль
Яичный шампунь – яичная шампунь
-Дети, если вы не можете определить род имени существительного, как вы должны действовать? (спросить у учителя, посмотреть в словаре).
-Допустили ли вы ошибки, узнаем, когда выполним упражнение 128, стр. 74.
-Найдите словосочетания и запишите их правильно. Укажите род имен существительных и имен прилагательных.
-Прочитайте словосочетания, которые выписали.
Существительные в этих словосочетаниях иностранного происхождения, их род нужно запомнить.
-Ребята, вы такие молодцы! Я думаю, мы с вами убедили Шапокляк, что быть добрым человеком лучше, чем всё время делать зло.
5. Рефлексия.
- Ребята, в заверение нашего урока предлагаю составить синквейн. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» или нерифмованное стихотворение. Работать будем в группах.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно.
- Чтобы облегчить вам задачу, работать будем в группах. У вас на столе лежат примеры слов из каждой строчки. Ваша задача придумать свой синквейн.
- Давайте проверим, что у вас получилось? Молодцы! Справились с поставленной задачей.
- Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, запишите домашнее задание, стр. 75 упражнение 130.
Инструкция по выполнении. Прочитайте упражнение, спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имен прилагательных, укажите род имен существительных и имен прилагательных.
6. Подведение итогов.
- Подведем итог нашего урока.
-Назовите тему нашего урока.
-Как же определить род имён прилагательных? (работа с таблицей)
-Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?
- Ребята, все вы сегодня молодцы! Поставьте оценки в свои оценочные листы. А я поставила следующие оценки:_________________________________________________
- На доске у нас «дерево добра», а на партах у вас лежат сердечки. Сердце, считается символом любови и доброты. Если на уроке вам было все понятно и отлично работали на уроке, повесьте на дерево – зеленое сердечко. Если вы испытали трудности в освоение материала, работали хорошо, но иногда ошибались –желтое, если вам было трудно освоить материал и вам нужно поработать над собой – красное.
- Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Звучит песня «Дорогою добра»
- В память о нашем сегодняшнем уроке хочу вам подарить небольшие сувениры.