Мехтиева Л.Г. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) ПО ТЕМЕ «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ»
Библиографическое описание: Мехтиева Л.Г. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) ПО ТЕМЕ «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
Цели урока:
-Обобщить знания учащихся о науке истории и ее значении в жизни общества; о былинах об Илье Муромце.
- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса, любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать интерес к истории,
- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
Оборудование: музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво», репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря», Михаила Врубеля, выставка рисунков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Выходит гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Желаю чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Самоопределение к деятельности
Инсценирование: в класс входят ученики в образе историка и сказителя древнего былинного эпоса.
Ученик-сказитель, подыгрывая себе на гуслях, исполняет отрывок из былины.
Закатилось красное солнышко
За горушки высокие, за моря за широкие,
Рассаждалися звёзды частые по светлу небу...
-Ой вы гой вы, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но учёное. Не по княжескому повелению, а по программному разумению проводим урок – путешествие.
Ученик в образе историка:
— Отгадайте, о чем речь.
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (История.)
История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность. Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.
Учитель: а путешествовать мы будем с историками и литературоведами (учащиеся разделены на две команды, учитель напоминает правила работы в группе)
3. Вступительная беседа.
- Ребята, перед вами откроются волшебные тайны от древнейшей цивилизации до наших дней.
- Ребята, кто из вас знает, что такое история?
История – это наука о прошлом. В переводе с греческого языка оно означает рассказ о событиях прошлого. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась, какой она стала сейчас.
- Так почему же необходимо знать историю? Изучая историю, мы узнаем, как жили люди от древних времен до наших дней.
- Чему же история учит нас? Она учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир вокруг нас.
4. Актуализация знаний
Учитель:
История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».
-Расскажите нам подробнее, что вы подготовили
5.Работа по теме урока.
Ученик-историк Геродот:
Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник — вре мя — охраняет вход, а ключи от него в руках учёных-историков. Учёные знают, что прошлое не ушло бесслед но. О минувших временах поведают старинные сооружения, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и горо дов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.
Ученик-историк:
Конечно, многое пропало безвозвратно: истле ло, разрушилось от времени, погибло при сти хийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому все дошедшие до наших дней памят ники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России — Кунсткамеру — основал царь Пётр Пер вый в Санкт-Петербурге в 1714 году. Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.
Учитель:
Люди, родившиеся в разные исторические эпохи, сильно отличаются друг от друга. И в первую очередь тем, как они смотрят на окружающий мир, какое место отводят в нем человеку, как понимают прошлое, настоящее будущее, т.е. своим мировоззрением.
Сегодня мы побываем в далеком прошлом. И начнем наше временное путешествие по литературному чтению с первых летописей.
1 ученик-литературовед:
Если раскрыть (или, как говорили в древности, разогнуть) старинную летопись, то увидим, что она разделена на главки, каждая из которых посвящена происшествиям одного года. Описав события за 12 месяцев, летописец останавливался, записывал номер нового “ лета” и лишь потом продолжал свой рассказ.
2 ученик-литературовед:
Одного летописца сменял другой, третий, и так на протяжении веков летописи росли, словно деревья-долгожители, в древесине которых каждый год оставляет свою отметину - годовое кольцо.
Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах. По повелению князя или епископа трудолюбивый инок проводил порой за составлением летописи долгие годы. Сочинить что-то или грубо исказить летописное известие долгое время считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина.
3 ученик-литературовед:
Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте - специально выделанной тонкой коже.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах.
О земле древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
Учитель:
- Вспомните, когда была создана первая русская летопись? (ХI-ХII веках)
- Как она называлась? (“Повесть временных лет”)
- Где трудились и жили летописцы (В монастырях, в своих кельях)
- Какими вы представляете творцов летописи?
- Интересна ли летопись современному читателю, спустя 1000 лет?
4 Ученик-литературовед:
- В Древней Руси летопись ценилась очень высоко. Она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, много узнали о про шлом нашей Родины
6. Релаксация
7. Продолжение работы по теме урока
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
Входят ученики-богатыри:
1. Высока ли высота поднебесная,
2. Глубока ли глубина океан - моря,
3. Быстры – светлы реки русские.
Все вместе А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.
Добрыня Никитич Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка ». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику.
Учитель:
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
- Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Работа с текстом.
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы) Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
- Как описан Илья в схватке с разбойниками?
- Найдите гиперболы – преувеличения.
- Для чего нужен этот прием?
- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?
Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)
- Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему? (Отвечая, используйте слова на опорных листах: уважение, восхищение, гордость, удивление, злоба, ненависть, осуждение, раздражение, страх, боль, радость, обида)
- Каким вы представили Илью Муромца и разбойников?
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? (Илья Муромец – истинный народный герой-богатырь. Он любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от врага. Народ выражал свое восхищение мужественным, честным, преданным Родине человеком и не уставал славить в былинах его подвиги. Илью Муромца не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.)
- Что обозначает слово «былина»? (Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е.правдивое повествование. Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича.)
- Давайте вместе дадим определение былине. Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
- Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
V Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.
1.Какую судьбу выбрать?
2. Разбойнички позарились на богатство Ильи.
3. Богатыри собираются на совет.
4.Бой с разбойниками.
5. Илья Муромец едет на богатырский дозор.
6.Новая надпись на камне.
7. Встреча с разбойничками.
- Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря»
-Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.
- Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?
-ЧТО общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.
Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино. Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской».
- А что историки нам расскажут интересного?
Ученик-историк:
-Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарова под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре. На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу. В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
Приложение 4
Интеллектуальная трансформационная деятельность.
-Восстановите текст былины, расположив события в нужной последовательности.