Конференции
2023-07-05 13:50 Февраль 2023

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ

Салата Алёна Юрьевна
воспитатель
МБДОУ № 64 города Макеевки

Аннотация. Экскурсии являются эффективным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данном исследовании приведены примеры осуществления детских экологических экскурсий. Рассматриваются основные этапы и особенности экскурсий для детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экскурсия, природа, дошкольники.

Неразумное вторжение человека в природную среду наносит непоправимый вред всему живому на планете. Человеку стоит задуматься о последствиях варварского отношения к природе, научиться беречь и заботиться о ней. И учить этому необходимо как можно раньше, поэтому тема экологических экскурсий, являющихся средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, так актуальна в настоящее время.

Экологическое воспитание включает взаимодействие детей с природой. Ребенок – это часть природы, она вокруг него с рождения. Многие современные дети мало гуляют и даже на прогулках, на переменах проводят время с планшетом или телефоном. Задача взрослых отвлечь детей от гаджетов и привить любовь к прогулкам и играм на свежем воздухе, что полезно для их здоровья и экологического воспитания [1].

Важнейшей задачей современного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, достижение чего возможно при непосредственном активном познании детьми старшего дошкольного возраста природы Донецкой Народной Республики.

Целью данной работы является изучение возможности использования экскурсий в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Экскурсии напрямую связаны с краеведением, изучением родной местности и природы родного края, являются эффективной формой активного отдыха, укрепления здоровья, закаливания, развития выносливости, силы, ловкости, закалки организма, развития коммуникабельности ребенка, умения адаптироваться, самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей среды, ее защите и улучшению. Дети узнают окружающий мир, учатся жить в единении с природой и понимать, что любой человек – это часть природы.

Природоведческие экскурсии – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса, которая нередко является частью внеурочной деятельности. Для этого ведется дополнительная работа, направленная на экологическое воспитание, с использованием различных форм организации практической деятельности: создание экологических троп, проведение игр, экскурсии или походы, экологические кружки.

Экскурсии позволяют детям старшего дошкольного возраста закрепить полученные на занятиях экологические знания, получить яркие впечатления и полезный опыт. В связи с тем, что экскурсии ограниченны во времени, их основной целью является исследование экологического состояния городской парковой территории или территории города Макеевки.

В настоящее время ведутся наблюдения за сезонными изменениями природных условий территории, видовым составом, пищевыми цепочками, что способствует познанию родного края и формированию бережного отношения к окружающей природе. Наряду с этим, следует отметить, что экскурсии выполняют социально-экономические, культурно-экологические, образовательные и другие важные функции, связанные с экологическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста [2].

Остановимся подробнее на экологических экскурсиях, которые как метод обучения в практику преподавания естествознания ввел А.Я. Герд. Первая, известная дальняя экскурсия в России состоялась в 1876 г., когда студенты Новороссийского университета сходили на экскурсию по горному Крыму. Затем создавались кружки, клубы, объединяющие энтузиастов туристических экскурсий.

При планировании и осуществлении экскурсионного тура (при внеучебной деятельности) следует учитывать, что дети старшего дошкольного возраста часто являются частью семейной туристской группы, становятся ее ключевым субъектом, интересы которого ставятся в основу выбора места и формата отдыха [3].

На основании полученных данных можно отметить, что экскурсии, адаптируясь под потребности детской аудитории, должны [4]:

- учитывать возраст и интересы детской группы;

- предоставлять услуги познавательной направленности, обеспечивающие экологическое воспитание, способствующие пропаганде здорового образа жизни;

- подбирать для природоведческих экскурсий регионы с наиболее благоприятными природными, климатическими и экологическими условиями;

- предоставлять услуги с учетом возможных ограниченных физических возможностей детей;

- соблюдать требования охраны окружающей среды и отсутствия негативного влияния на окружающую среду.

Экскурсии для детей старшего дошкольного возраста представляют собой двигательную активность, направленную на укрепление здоровья, физическое совершенствование, ознакомление с окружающим миром, через познавательно-игровую деятельность, результативным средством которой выступают подвижные игры на воздухе с преодолением различных препятствий.

Подготовительная работа для организации экологических экскурсий включает теоретическую и физическую подготовку:

- проведение теоретической подготовки связано с краеведческим и топографическим аспектом, основано на проведении тематической беседы, чтении литературы, показом тематической слайд-презентации;

- физическая подготовка, основанная на игровых упражнениях, способствует развитию основных физических качеств (выносливости, быстроты, гибкости, силы) и общих координационных способностей.

На основании анализа литературы подготовка детей старшего дошкольного возраста для проведения экскурсий имеет следующие направленности [5]:

- оздоровительную направленность (формирование навыков ЗОЖ);

- образовательную направленность, задачей которой является совершенствование знаний об окружающем мире;

- воспитательную направленность, которая реализуется в условиях среды, где происходит переживание эстетического характера, возникающие в процессе восприятия явлений и объектов природы.

Кандидат педагогических наук, доцент Завьялова Т.П.
[6] выделяет три этапа для организации экскурсий для детей старшего дошкольного возраста: подготовительный, основной (проведение) и заключительный (подведение ее итогов). Они осуществляются в естественные природные парки, рощи. В процессе работы нами были разработаны методические рекомендации и отобраны варианты проведения экскурсионных маршрутов для детей старшего дошкольного возраста, а именно:
экскурсии «Лето к нам пришло», «В гости к ранней осени», «Зимними путями-дорожками», «Клад от дядюшки АУ мы найдем весной в лесу!», «Путешествие по экологической тропе».

Итоги могут проводиться как после одного занятия или нескольких занятий. После заключительного этапа может быть проведен экологический праздник оздоровительной направленности, включающий:

- игровой стретчинг, с помощью которого дети знакомятся с миром живой и неживой природы;

- эстафеты и игровые упражнения;

- музыкальные флешмобы;

- подвижные игры;

- дыхательные гимнастики;

- походные кричалки, способствующие сплочению группы, формирующие чувство ритма во время ходьбы, развивающие память, лидерские качества.

Следует сказать, что во время проведения экологических экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать упражнения, состоящие из основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных орудий и природных условий. При этом планирование экскурсий является одним из интересных и увлекательных занятий, включающим совместный выбор локации, маршрута, обсуждение нужных вещей, которые нужно взять с собой, знакомящие с обитателями парков и воспитывающие бережное отношение к природе.

Также для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проведение виртуальных экскурсий. Педагогическим работникам для подготовки и проведения виртуальных экскурсий необходимо:

- определить тему, цели и задачи виртуальной экскурсии и придерживаться их на протяжении всей экскурсии;

- определить маршрут экскурсии;

- составить план экскурсии.

Перед проведением экскурсии необходимо провести вводную беседу с детьми по теме экскурсии.

Во время проведения экскурсии:

- к каждому объекту экскурсии должно быть подобрано краткое содержание;

- не оставлять экскурсантов только слушателями, привлекать их к активной работе, стараясь при этом акцентировать их внимание на объектах экскурсии;

- после проведения виртуальной экскурсии отвести немного времени для обсуждения по проведенной экскурсии;

- подготовить задания для детей, для проведения проектных работ в рамках использования виртуальной экскурсии.

Таким образом, экскурсии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются эффективным средством экологического воспитания детей.

В заключение отметим, когда в мире остро стоит вопрос решения экологических проблем, особенно необходимо проводить экскурсии на природу. Проведение экологических экскурсий напрямую связано с краеведением, изучением природы Донецкой Народной Республики, является эффективной формой активного отдыха, укрепления здоровья, изучения состояния окружающей среды.

Список литературы

1. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания/ С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.14-24.

2. Афанасьева, А.В. К вопросу оценки доступности туристского пространства для семей с детьми дошкольного возраста / А.В. Афанасьева, М.С. Филатова, О.В. Гончарова, О.Г. Солнцева // Современные проблемы сервиса и туризма» в текущем году. – 2020. – Т. 14. – № 3. – 150 с.

3. Захарова, Н.М. Юные туристы: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ / Н.М. Захарова, И.И. Павлова, З.Ф. Васильева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2020. – № 3 (16). – 57 с.

4. Маханева, М.Д Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева– Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 224 с.

5. Потапова Л.М. Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет / Л.М. Потапова. – Ярославль, 2002. – 224 с.

6. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 350 с.