ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Серая Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ п. Верхнемарково УКМО
Различные стороны отношения учащихся к природе – научная, художественная, нравственная, практическая – формируются раздельно, преимущественно в рамках каждого из специальных предметов.
Как показала практика преподавания, создание системы задачных ситуаций, охватывающих учебный процесс и внеучебную деятельность, способствует целостности естественно - научного образования. В процессе формирования естественно - научной грамотности важно особое внимание уделять поисково-исследовательской деятельности младших школьников как приоритетной.
При выборе объектов учебных исследований для младших школьников следует ориентироваться на состав и многообразие живой и неживой природы, представленные в учебниках и рабочих тетрадях по окружающему миру.
Для успешного формирования естественно - научной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:
переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
«читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;
анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде.
При работе с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили работать более продуктивно.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребенка к приобретению знаний.
В курсе «Окружающий мир» 1 - 4 классов используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты.
Для более эффективного обучения применяю продуктивные задания. Это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Использую продуктивные задания: упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации в виде проблемных вопросов.
1 класс. Упражнение «Плохо или хорошо?». Задание простого вида. Детям предлагается некий объект (ситуация), и они должны объяснить, в чем его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое - хорошо, потому что вкусно, плохо - потому, что может горло заболеть. Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Например, после проведения опытов с песком и глиной можно предложить учащимся обсудить следующие проблемы:
1. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?
2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?
3. Рассмотрите предметы. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
4. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.5. Как вы думаете, есть ли природные зоны в океане?
Раздел «Природа и рукотворный мир»: используя собственный опыт объяснить, из каких материалов сделаны предметы и какие инструменты нужны для их изготовления – это умение классифицировать факты или явления по заданным основаниям.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
2 класс, тема урока «Режим питания и разнообразие пищи»
Вопросы для
учеников:
- Что вас удивило?
- Что общего у батарейки и обеда?
- Что общего существа и механизма?
3 класс. Тема: «Организм человека – зубы». Задание с элементами исследования. Ребенку нужно не просто посмотреть на модель зубов, а на своем опыте разобраться, какую работу выполняют зубы.
4 класс. Раздел «Земля и человечество». На уроках мы рассказываем о том, что Солнце самая ближайшая к Земле звезда, но есть и еще вопрос: Почему Луна не улетает от Земли? На основе короткого текста и продуктивного чтения пытаемся ответить на вопросы об особенностях движения объектов в космическом пространстве.
Выполняя продуктивные задания, ученик делает умозаключение по аналогии между своими наблюдениями с одной стороны и знаниями из различных областей, полученными в школе, с другой. Обучаясь использованию этого приема, ученик получает возможность осваивать универсальные учебные действия. Ведь потому они и относятся к метапредметным результатам, что приобретённый опыт выполнения таких задач может быть перенесён с одной ситуации на другую.
Раздел «Наша безопасность» - задания направлены на применение знаний в опыте деятельности. Обучающимся дан источник информации и памятка для составления записки.
В таких заданиях на применение опыта деятельности и их анализ от учащихся требуется находить способ решения ситуации и давать ему объяснение.
Таким образом в процессе обучения, использования продуктивных заданий при изучении предмета «Окружающий мир» у младшего школьника формируются следующие умения:
• применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
•стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
• осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
•оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.
Использование продуктивных заданий позволяет формировать у учащихся важные характеристики творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее усваивают материал, легче обнаруживают взаимосвязь различных вещей и явлений, развивают умение учиться, повышают мотивацию при изучении предмета.
Список литературы:
1.Инновации: компетентностный подход в образовании. Сборник материалов инновационной деятельности школы. Серия: в помощь современной школе. – Пермь: ПСИ, 2010
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1,2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.