Конференции
2023-07-03 16:14 Январь 2023

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Белова Людмила Владимировна
учитель технологии и ИЗО
СОШ № 4 г. Агрыз, РТ

Образование, как известно, является одним из четырех базовых системных социальных процессов, наряду с управлением, познанием и производством. Это означает, что общество – на любом этапе своего существования и при любых обстоятельствах – обязано поддерживать этот процесс. Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Современная система образования должна научить подрастающее поколение уметь жить, точнее, выживать, в современном «обществе риска». Семья, школа - это ведущие институты вхождения человека в общество, именно они формируют сознание подрастающего поколения.

Сегодня развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке! Не являются исключением и уроки технологии. На них дети, используя приобретенные знания разных предметных областей, знакомятся с новыми действиями, и учатся решать различные жизненные задачи. Практически на каждом уроке детям, возможно, предлагать задания, которые направлены на развитие различных форм функциональной грамотности.

Для того, чтобы подобрать подходящее задание для любой темы очень удобно использовать различные Интернет-ресурсы и банки заданий, например:

на сайте Института развития образования или на сайте издательства «Просвещения»

или Электронный банк заданий по функциональной грамотности (РЭШ) и многие, многие другие…

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией. Таким образом, мы можем выделить основные моменты в структуре функциональной грамотности.

1. Моделирует жизненную ситуацию.

2. Ориентируется не на нелинейное мышление.

3. Конструируется на базе концептов, на основе преимущественного использования дедуктивного метода.

4. Предметные знания учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях.

На основе этого учитель может предложить решать ученикам различные типы задач.



Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

Какие приёмы для организации поисковой деятельности обучающихся и поддержки их мотивации можно использовать на уроках технологии?

1. Для определения проблемы и цели - приёмы «Мозговой штурм», «Синектика», «Морфологическая решетка», «Софт-анализ», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Метаплан». «Дерево проблем».

2. Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».

3. Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».

4. Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».



Эти приёмы обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).