ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ)
Дроздова Татьяна Евгеньевна учитель-логопед МБОУ "Пролетарская СОШ", г. Серпухов, пос. Пролетарский
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса.
По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
-повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
-обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
-обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
-повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне.
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания.
ИКТ в образовании:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
По направлениям использования информационно-коммуникаци-онных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
-использование ИКТ при организации воспитательно-образователь-ного процесса с детьми;
-использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
-использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Анализ технических средств на базе ИКТ:
К техническим средствам на базе ИКТ относятся:
-компьютеры;
-мультимедийные проекторы;
-интерактивные (электронные) доски;
-планшеты;
-сканер;
-принтер;
-цифровой фотоаппарат;
-видеокамера;
-мультимедийное оборудование и пр.
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:
-составлять списки детей;
-собирать сведения о родителях;
-вести диагностику развития детей;
-создавать различные бланки документов;
-оформлять родительские уголки;
-делать консультации и рекомендации для родителей;
-создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.
Проблемы внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование:
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.
Наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ недостаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов - овладение педагогами новыми для них формами работы.
Проблемы и недостатки применения ИКТ в ДОУ:
Самая важная проблема в применении ИКТ заключается в том, что педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. А также:
-Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации;
-Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты и стенды оформляются редко;
-Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок;
-У большинства педагогов нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ;
-Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий;
-Мультимедийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его использованию;
-Не часто, но используется видеокамера, и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной;
-Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
-Бесплановость, случайность применения ИКТ.
Анализ данной ситуации позволяет выявить ряд противоречий между:
-потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
-желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
-неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
-возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
-потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
-существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:
-активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости детей;
-достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
-повышению уровня комфортности обучения;
-повышению активности и инициативности детей
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.
Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.