Самсонова И.Н., Воронкова С.А. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ»
Библиографическое описание: Самсонова И.Н., Воронкова С.А. Урок русского языка «Синонимы, антонимы, омонимы» // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Тип урока
Открытие нового знания
Цели урока
формировать умения использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы.
Задачи урока
выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи; развивать
умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-
омонимов.
Планируемые результаты: Предметные
- различать синонимы, антонимы, омонимы;
- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы
Метапредметные
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
- высказывать и обосновывать свое мнение
- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
- сличать способ действия и его результат с эталоном
Личностные
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов
Новые понятия
Синонимы,антонимы,омонимы.
Формы контроля
Индивидуальный, групповой, фронтальный
Методы
Частично-поисковый. Проблемный. Технология развития критического мышления. Технология развивающего обучения. Технология сотрудничества (групповая, в паре).
Этап, цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Формы работы
Планируемые результаты
УУД
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деят-ть, активизировать требования к ученику со стороны учеб. деят-ти, устанавливать тематические рамки учебной деят-ти
Настроиться на продуктивную работу.
- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Пусть девизом нашего урока будут слова «Ум и сердце в работу вложи, каждой
- Прочитайте своё предложение, охарактеризуйте его. Назовите грамматическую основу.
- Объясните постановку запятых в своём предложении.
Е) - Обратите внимание на слова второго предложения. Как, вы думаете, по какому признаку их можно сгруппировать?
(Антонимы: зима-лето, припасает – поедает)
- Вспомним, какие слова называют антонимами?
- Слова, противоположные по смыслу – называют антонимами, а слова, близкие по значению – называют …..
Повторение орфограммКонтроль: коллект.
Познавательные -мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное речевое высказывание,
Регулятивные -выполнить пробное задание, зафиксировать индивид. Затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в затруднении,
Коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции
3.Этап выявления места и причин затруднения.
Поставить цель учебной деят-ти
и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Попытаться выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания,запланированные для изучения на данном уроке
- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг – друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Отгадайте следующую загадку.
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
устно
Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,
Познавательные-мыслит. операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Поставить цель учебной деят-ти и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Организовать формулировку темы урока, уточнить цель и тему урока
Самостоятельно формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, предлагают тему и согласовывают её
- Определите сами тему и задачи урока.
Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи.
Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,
Познавательные-мыслит. операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации
5.Реализация построенного проекта.
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
Зафиксировать новый способ действия (алгоритм) на доске.
Фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
- Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)
- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
Работа по учебнику с.88
- Прочитайте вопрос Совёнка на с. 88. Ответьте на него.
Познавательные-мыслительные операции, выдвигают гипотезы и обосновывают их, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей,
Регулятивные -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деят-ти,
Коммуникативные-адекватное использование речевых средств для решения коммуник. Задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоить уч-ся новый способ действия.
Организовать работу уч-ся. Обращать внимание на составление алгоритма при проговаривании уч-ся вслух.
Решить несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривть вслух выполнение шагов алгоритма.
1.Работа в парах.
А) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово Синоним Антоним
знойный
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
2.Работа по учебнику упр.146
Взаимоконтроль
Познавательные-извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное речевые высказывание, построение логической цепи рассуждений и доказательств,
Коммуникативные - адекватное использование речевых средств для решения коммуник. задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Применить новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.
Организовать самостоятельную работу на новый способ действия. Организовать самопроверку учебных решений по эталону. Создать ситуацию успеха для каждого уч-ся. предоставить возможность выявления причин ошибок и их устранения.
Пошагово проверить самстоятельное выполнение задания. Зафиксировать положит. И отриц. рез-ты. Оценить свои результаты.
Графический диктант
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)
-Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (А)
-Солнце на ели, а мы еще не ели. (О)
-Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. (С)
-В глаза хвалит, а за глаза бранит. (А)
-Ученье-свет, а неученье-тьма. (А)
письм по заданию
Контроль: фронт.
Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
8.Включение в систему знаний и повторения.
Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
Организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее полученными знаниями. Организовать тренинг ЗУН ранее сформированных, доведением их до автоматизма.
Выявить и зафиксировать границы применимости новых знаний.
Тест
1. Допишите предложение:
Синонимы – это слова, __________________________ по значению, но
______________________ по написанию.
2. Подчеркни синонимы в тексте:
Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран
· Антонимы – это слова, которые ____________________________по смыслу.
5. Впиши антонимы в текст пословиц:
1) Тяжело в ученье - ………………………… в бою.
2) Сытый ………………………… не товарищ.
3) Старый друг лучше ………………………двух.
6. Соедини пары антонимов:
Труженик нарочно солнечно
Нечаянно пасмурно лежебока
7. Допишите предложение:
· Омонимы – это слова, которые имеют __________________________ звучание,
но ___________________________________ значение.
8. Подчеркните омонимы.
Месяц.
Отражённый в каплях рос,
Кто на тёмном небе рос?
Ясный лунный месяц.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Первый зимний месяц.
письм по заданию контроль: фронт по рядам
Познавательные-контроль, коррекция, оценка,
Регулятивные- выполнить пробное задание, зафиксировать инидивидуальные затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в затруднении,
Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции, адекватное использование речевых средств для решения коммуник. задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации,
Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,
9.Рефлексия деятельности.
Оценить уч-ся собственную учебную деят-ть, осознать методы построения и границы применения нового способа действия.
Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. Определить дом.задание.
Соотнести цель и результат учебной деятельности. фиксировать степень соответствия. Наметить цель дальнейшей деят-ти.
– Как группируются слова на основе их значения и звучания?
-Что такое антонимы?
-Что такое синонимы?
-Чем они могут различаться?
-Какую роль они играют в нашей речи?
-Что такое омонимы?
Приведите примеры.
-Какой фразеологический оборот может описать человека, который умело использует синонимы, антонимы в своей речи? (За словом в карман не полезет
-Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Домашнее задание: Упр.143
Заполнение круга
Познавательные-рефлексия способов и условий действий Регулятивные-контроль и оценка
Личностные-самооценка на основе критериев успешности
Коммуникативные-адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование успешного сотрудничества