Публикации
2023-09-22 10:40 2021 (№ 17-31)

Самсонова И.Н., Воронкова С.А. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ»

Библиографическое описание:
Самсонова И.Н., Воронкова С.А. Урок русского языка «Синонимы, антонимы, омонимы» // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Тип урока

Открытие нового знания

Цели урока

формировать умения использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока

выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи; развивать

умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-

омонимов.

Планируемые результаты: Предметные

- различать синонимы, антонимы, омонимы;

- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

- высказывать и обосновывать свое мнение

- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

- сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов

Новые понятия

Синонимы,антонимы,омонимы.

Формы контроля

Индивидуальный, групповой, фронтальный

Методы

Частично-поисковый. Проблемный. Технология развития критического мышления. Технология развивающего обучения. Технология сотрудничества (групповая, в паре).

Этап, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формы работы

Планируемые результаты

УУД



1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деят-ть, активизировать требования к ученику со стороны учеб. деят-ти, устанавливать тематические рамки учебной деят-ти

Настроиться на продуктивную работу.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Пусть девизом нашего урока будут слова «Ум и сердце в работу вложи, каждой

секундой в труде дорожи!»

-Как вы понимаете эти слова?

- Открываем тетради.Записываем число, классная работа.

Личностные-самоопределение к деятельности, смыслообразование,

Познавательные-целеполагание,

Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Подготовить мышление уч-ся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

Активизировать все мыслительные операции, познавательные процессы и представить индивид. Задания на применение знаний.

Воспроизводить и фиксировать ЗУН достаточные для построения нового способа действий. Актуализировать новое пробное учебное действие.

А) Словарная работа:

- Замените одним словом:

· Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).

· Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).

· Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке. (Облако)

· Седьмой день недели (воскресенье).

· Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).

Б) – Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6б, 5 зв.)

- Сколько согласных звуков в слове ЛАГЕРЬ? Что объединяет этот ряд звуков? (они звонкие). Сгруппируйте их по 2, так чтобы 3-й оказался лишним.

([л] – т.к. твёрдый; [г'] – т.к. парный по глухости-звонкости)

- Какой букой на письме обозначается звук [г']?

В) Минутка чистописания

Дети прописывают заглавную и строчную букв Г,г.

- Посмотрите на первые звуки словарных слов. Если их соединить, то, что получится? (СЛОВО)

Г) - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы его слышите?

- Расскажите, что вы знаете о слове?

- Как вы думаете, всё ли вы рассказали о нём с точки зрения русского языка?

Д) – Составьте предложения из данных слов и запишите его в тетрадь.

(Детям предлагается записать одно предложение на выбор. Подчеркнуть грамматическую основу. Дать характеристику предложения).

1. Зат…нули, серые, небо, …блака.

2. З…ма, а, прип..сает, лето, по…дает.

3. Когда, на, мы, ул..цу, вышли, луна, за, скрылась,..блаками.

- Прочитайте своё предложение, охарактеризуйте его. Назовите грамматическую основу.

- Объясните постановку запятых в своём предложении.

Е) - Обратите внимание на слова второго предложения. Как, вы думаете, по какому признаку их можно сгруппировать?

(Антонимы: зима-лето, припасает – поедает)

- Вспомним, какие слова называют антонимами?

- Слова, противоположные по смыслу – называют антонимами, а слова, близкие по значению – называют …..

Повторение орфограммКонтроль: коллект.

Познавательные -мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное речевое высказывание,

Регулятивные -выполнить пробное задание, зафиксировать индивид. Затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в затруднении,

Коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции



3.Этап выявления места и причин затруднения.

Поставить цель учебной деят-ти

и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Попытаться выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания,запланированные для изучения на данном уроке

- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

устно

Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,

Познавательные-мыслит. операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации



4.Построение проекта выхода из затруднения.

Поставить цель учебной деят-ти и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Организовать формулировку темы урока, уточнить цель и тему урока

Самостоятельно формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, предлагают тему и согласовывают её

- Определите сами тему и задачи урока.

Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи.

Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,

Познавательные-мыслит. операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации



5.Реализация построенного проекта.

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Зафиксировать новый способ действия (алгоритм) на доске.

Фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

- Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

Работа по учебнику с.88

- Прочитайте вопрос Совёнка на с. 88. Ответьте на него.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна освещает снег летучий. (А.С.Пушкин)

- Какую роль играет в стихотворении слово мчатся?

Почему А.С.Пушкин выбрал именно это слово? (Оно усиливает впечатление от картины природы, помогает представить происходящее).

с. 88 №142.

- Как вы думаете, может ли одно и то же слово иметь такие синонимы: мягкий, добрый?

(Комментированное письмо).

- Какую роль в речи играют такие слова? (Они уточняют, усиливают значение слова).

- Для чего могут использоваться синонимы в речи?

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный

тёмный

храбрый

скупой

искусственный

медлительный

светлый

расторопный отечественный

ошибочный

щедрый

иностранный

трусливый

натуральный

кратковременный

правильный



Прочитать стихотворение и найти в нём слова-омонимы и записать их.

Физминутка

- Если я называю пару синонимов - вы присядаете, если услышите антонимы – шагаем на месте

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

Контроль: коллект

устно контроль: фронт

Личностные-смыслообразование

Познавательные-мыслительные операции, выдвигают гипотезы и обосновывают их, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей,

Регулятивные -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деят-ти,

Коммуникативные-адекватное использование речевых средств для решения коммуник. Задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации



6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоить уч-ся новый способ действия.

Организовать работу уч-ся. Обращать внимание на составление алгоритма при проговаривании уч-ся вслух.

Решить несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривть вслух выполнение шагов алгоритма.

1.Работа в парах.

А) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

-храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

-великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

Б) Определить синонимический ряд (знаком +)

-Бездушный, чёрствый, отзывчивый

-Смелый, храбрый, мужественный

-Добрый, жадный, щедрый

-Вечный, бессмертный, временный

-Глупый, неумный, недалёкий

В) Подбери к словам антонимы и синонимы:

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»

Слово Синоним Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

2.Работа по учебнику упр.146

Взаимоконтроль

Познавательные-извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное речевые высказывание, построение логической цепи рассуждений и доказательств,

Коммуникативные - адекватное использование речевых средств для решения коммуник. задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации





7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применить новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Организовать самостоятельную работу на новый способ действия. Организовать самопроверку учебных решений по эталону. Создать ситуацию успеха для каждого уч-ся. предоставить возможность выявления причин ошибок и их устранения.

Пошагово проверить самстоятельное выполнение задания. Зафиксировать положит. И отриц. рез-ты. Оценить свои результаты.

Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)

-Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (А)

-Солнце на ели, а мы еще не ели. (О)

-Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. (С)

-В глаза хвалит, а за глаза бранит. (А)

-Ученье-свет, а неученье-тьма. (А)

письм по заданию

Контроль: фронт.

Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,



8.Включение в систему знаний и повторения.

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее полученными знаниями. Организовать тренинг ЗУН ранее сформированных, доведением их до автоматизма.

Выявить и зафиксировать границы применимости новых знаний.

Тест

1. Допишите предложение:

Синонимы – это слова, __________________________ по значению, но

______________________ по написанию.

2. Подчеркни синонимы в тексте:

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран

скорее в степи, в поле.

3. Определите лишнее слово, подчеркните:

· Алфавит, азбука, чистописание.

· Маленький, крошечный, небольшой, миниатюрный, беленький

4. Допишите предложение:

· Антонимы – это слова, которые ____________________________по смыслу.

5. Впиши антонимы в текст пословиц:

1) Тяжело в ученье - ………………………… в бою.

2) Сытый ………………………… не товарищ.

3) Старый друг лучше ………………………двух.

6. Соедини пары антонимов:

Труженик нарочно солнечно

Нечаянно пасмурно лежебока

7. Допишите предложение:

· Омонимы – это слова, которые имеют __________________________ звучание,

но ___________________________________ значение.

8. Подчеркните омонимы.

Месяц.

Отражённый в каплях рос,

Кто на тёмном небе рос?

Ясный лунный месяц.

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Первый зимний месяц.

письм по заданию контроль: фронт по рядам

Познавательные-контроль, коррекция, оценка,

Регулятивные- выполнить пробное задание, зафиксировать инидивидуальные затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в затруднении,

Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции, адекватное использование речевых средств для решения коммуник. задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации,

Личностные- самоопределение к деятельности, смыслообразование,



9.Рефлексия деятельности.

Оценить уч-ся собственную учебную деят-ть, осознать методы построения и границы применения нового способа действия.

Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. Определить дом.задание.

Соотнести цель и результат учебной деятельности. фиксировать степень соответствия. Наметить цель дальнейшей деят-ти.

Как группируются слова на основе их значения и звучания?

-Что такое антонимы?

-Что такое синонимы?

-Чем они могут различаться?

-Какую роль они играют в нашей речи?

-Что такое омонимы?

Приведите примеры.

-Какой фразеологический оборот может описать человека, который умело использует синонимы, антонимы в своей речи? (За словом в карман не полезет

-Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Домашнее задание: Упр.143

Заполнение круга

Познавательные-рефлексия способов и условий действий Регулятивные-контроль и оценка

Личностные-самооценка на основе критериев успешности

Коммуникативные-адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование успешного сотрудничества