ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЖИВОТНОМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Родионова Ирина Вячеславовна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 131" г. Дзержинска Нижегородской области
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Поэтому я стала более подробно работать над данной темой.
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу, Интернет - ресурсы. Сделала вывод о том, что, именно дошкольный возраст является сензитивным для усвоения представлений о животных посредством дидактических игр.
При анализе методической литературы по данной теме, изучила содержание, также были определены оптимальные условия по формированию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Задача педагога не только знакомить ребят с животными, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей с младшего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентирует педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.
Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Как отмечает С.Н. Николаева, в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей старшего дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Целью моей работы является – Формирование представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для реализации цели мной поставлены задачи:
§ Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о животном мире, особенностях их образа жизни;
§ Формировать представления детей о потребностях животных, их строении, особенностях внешнего вида
§ Формировать умение взаимодействовать с природой (животными, птицами, насекомыми), не нанося им вред
§ Формировать у детей представления о том, что человек ухаживает за животными, проявляет по отношению к ним эмоции и чувства
§ Разработать систему воспитательно – образовательных мероприятий по ознакомлению с миром животных детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
§ Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире
§ Создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями детей.
При выстраивании педагогического процесса по формированию представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр я наметила для себя следующие этапы работы:
· Исследование уровня развития представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста
· Планирование работы по формированию представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
· Реализация плана по формированию представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
· Оценка эффективности работы с детьми
Начиная работу, я провела диагностику по выявлению уровня сформированности представлений о животном мире у воспитанников. За основу мною были взяты задачи работы с детьми в соответствии с ООП ДО МБДОУ №131.
Проведенная диагностика выявила следующие результаты:
Далее я разработала перспективное планирование по использованию дидактических игр при ознакомлении дошкольников с миром животных, на основе методического пособия О.А. Соломенниковой. В соответствии с заданным планированием создала условия. В различных уголках поместила материалы по формированию представлений о животном мире: художественную литературу, маски для подвижных игр, игр-драматизаций, макеты, альбомы для рассматривания, детские энциклопедии.
На 2 этапе предо мной стояла цель разработать систему работы по использованию дидактических игр в процессе формирования преставлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста. Игры подобраны по разделам. В процессе использования игр я формировала представления о внешнем виде, особенностях питания, взаимосвязях в природе, о бережном отношении к животным, о том, какую роль играют животные в жизни человека, и о том, какую роль играет человек в жизни животных.
В своей работе использовала всё многообразие игр, т.к. дидактические игры в основном развивают только когнитивный компонент. Использование игр-драматизаций, коммуникативных игр, имитационных игр дают возможность развивать эмоциональную составляющую, а формированию поведенческого компонента могут помочь разнообразные игры (и подвижные, и дидактические, и игры-поручения).
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Коммуникативные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры. Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.
Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом. Дидактические игры использовались в разных видах деятельности: на занятиях, на прогулке, в утренние и вечерние часы во время экскурсий, целевых прогулок, развлечений.
Дидактическая игра реализуется по следующим направлениям: дидактическая цель перед детьми ставится в форме игровой задачи; деятельность ребенка подчиняется игровым правилам; в качестве средств игры используется учебный материал; успешное выполнение задания связывается с игровым результатом. Использование игровых технологий выступало ключевым организационно-педагогическим условием. Включение серии дидактических игр по формированию представлений о животном мире детей 5 -6 лет, строилось по принципу: от простого к сложному. При выборе игр определялись не только дидактические, но и развивающие задачи, учитывалась структура дидактических игр (наличие игровой задачи, игровых действий и правил). Игры я подбирала разнообразные по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Эти игры помогали нам расширять представления о мире животных, их строении, питании, вида, местах обитания, помогали систематизировать знания.
Работу по освоению дидактических игр и пособий строили поэтапно.
1 этап: Мотивационно – ориентировочный.
Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к новой игре.
2 этап: Содержательно –деятельностный.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.
Использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.
3 этап: Рефлексивный.
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей
Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.
Так, используя дидактическую игру «Кто, где живет?», я продолжала формировать у детей умение отличать домашних животных от диких, закрепляла знания дошкольников о жизни домашних животных и о том, что каждое животное имеет свое место обитания. А игра «Заведем домашних животных» помогала мне в формировании представления детей о том, что домашние животные не могут выжить без человека и человек в ответе за тех, кого приручил. В процессе игр детям давалась возможность самостоятельно порассуждать, например, отвечая на вопрос «Если вы не хотите держать это животное, можно его выгнать?». Используя игру «Помогите домашним животным» я продолжала развивать у детей доказательную речь, воспитывала интерес к домашним животным.
Старалась подбирать разнообразные игры на решение задач по формированию представлений о животном мире, для воспитания ценностного отношения к природе (для этого использовала макеты, дидактические игры), подбирала игры по приобщению к экологически ориентированной деятельности. В процессе дидактических игр малыши усваивали и закрепляли знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Для этого использовала печатные игры: «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о диких животных, домашних животных и птицах, их детёнышах.
Работа велась в совместной деятельности с взрослым в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе организации режимных моментов, а также в процессе самостоятельной детской деятельности. В детском саду я имею возможность целенаправленно формировать такое нравственное качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. И, помимо этого, взаимодействовать с их родителями, что позволяет выявить особенности проявления ребёнком заботы к объектам природы в семье. Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и других.
Оценить результативность моей педагогической деятельности целом позволяет педагогическая диагностика. Сравнительный анализ данных на начало года и на конец, дает возможность сделать вывод о наличии динамики в развитии детей, что свидетельствует об эффективности проводимой работы.
В результате проделанной работы у детей существенно изменилось отношение к животным. Дети начали понимать, что такое нравственное поведение в природе, что такое заботливость, по отношению к кому они могут её проявить и как это следует сделать.
Положительными результатами своей работы считаю, что у детей сформирован:
· интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни и повадках;
· осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
· желание ухаживать за живым существом;
· эмоциональность восприятия и общения с животным.