Публикации
2023-09-22 15:37 2021 (№ 17-31)

Шурыкина Т.С. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

Библиографическое описание:
Шурыкина Т.С. Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.

Тема урока: Разнообразие растений.

Автор учебника: Н.Ф.Виноградова («Начальная школа XXI века»)

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: сформировать знания о разнообразии растений.

Предметные задачи:

- познакомить учащихся с группами растений и их признаками, учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп.

- содействовать развитию внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- содействовать воспитанию взаимопонимания; бережного отношения к природе.

Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:

- регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

- коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других, приходить к общему решению при работе в группе и парах;

- познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; сравнивать и группировать объекты, делать выводы.

Личностные УУД: содействовать формированиюположительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

- Ребята, желаю вам плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок был интересным, вы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:

Наблюдай и восхищайся, изучай и береги.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: организовать проверку знаний по изученным темам. Активизировать мыслительные операции и познавательные процессы - внимание, память и пр.

- Предлагаю, отправится в прекрасный мир природы.

- Давайте вспомним, что такое природа?

- На какие две группы делится природа?

- Назовите царства природы.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Предлагают и согласовывают тему урока, которую уточняет учитель.

- Для чего нам нужны растения?

- Приведите примеры разных растений: огромных...; крошечных...; красивых...; опасных... и полезных....

- Постарайтесь определить тему урока?

- Откройте с. 58. Рассмотрите рисунки. На какие группы можно разделить эти растения? По какому признаку?

Проблемный вопрос

- Рассмотрите рисунок-схему на с.59. На какие группы разделили растения? По какому признаку?

- Какую цель поставим перед собой?

- Работать будем по плану. Нам предстоит узнать, как называется мир растений; вспомнить части растения; изучить группы растений.

План урока

1. Мир растений.

2. Части растений.

3. Группы растений.

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос или услышать готовый ответ от учителя?

4. Открытие нового знания

Цель: формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение. Используют предметные действия с моделями при построении новых знаний. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.

4.1.Фронтальная беседа

- Посмотрите на 1 пункт нашего плана.

- Как называется мир растений?

- Из какого источника мы сможем об этом узнать?

-Может быть, кто-то знает, какая наука изучает растения?

Сделаем вывод, дополнив предложение: растительный мир – это...., наука о растениях называется...

4.2. Работа в парах

- Давайте посмотрим на 2 пункт нашего плана - части растений. Работать будете в парах.

- Определите задание.



Сделаем вывод: какие части имеет растение?

- Как вы думаете, все ли растения имеют такое строение?

- Проверим наши предположения, изучив группы растений.

4.3. Работа в группах

- Ученые изучили растения. Они пришли к выводу, что не все растения похожи на друг на друга. И поэтому они разделили их на несколько групп.

- Для этого я предлагаю вам разбиться на группы и поработать с текстами. Ваша задача - рассказать о своей группе растений так, чтобы все остальные ребята поняли ее главную отличительную особенность.

Лист с инструкцией №1

Тема для изучения: «Водоросли»

1. Прочитайте текст на с.59.

2. Заполните таблицу, отметив какие части имеют представители этой группы.

корень

стебель

листья

цветки

водоросли



3. Рассмотрите гербарий, выберите те, которые относятся к вашей группе.

4. Подготовьте докладчика.

Памятка докладчику.

Мы изучили текст о ….

Выяснили, что водоросли обитают …….

Узнали, что они не имеют....

Лист с инструкцией №2

Тема для изучения: «Мхи»

1. Прочитайте текст на с.61.

2. Заполните таблицу, отметив какие части имеют представители этой группы.

корень

стебель

листья

цветки

мхи



3. Рассмотрите гербарий, выберите те, которые относятся к вашей группе.

4. Подготовьте докладчика

Памятка докладчику.

Мы изучили текст о ….

Выяснили, что МХИ обитают...

Узнали, что они имеют...., но не имеют…

Лист с инструкцией №3

Тема для изучения: «Папоротники»

1. Прочитайте текст на с.61.

2. Заполните таблицу, отметив какие части имеют представители этой группы.

корень

стебель

листья

цветки

папоротники



3. Рассмотрите гербарий, выберите те, которые относятся к вашей группе.

4. Подготовьте докладчика

Памятка докладчику.

Мы изучили текст о ….

Выяснили, что ПАПОРОТНИКИ обитают...

Узнали, что они имеют...., но не имеют …

Лист с инструкцией №4

Тема для изучения: «Хвойные»

1. Прочитайте текст на с.62.

2. Заполните таблицу, отметив какие части имеют представители этой группы.

корень

стебель

листья

цветки

хвойные



3. Рассмотрите гербарий, выберите те, которые относятся к вашей группе.

4. Подготовьте докладчика

Памятка докладчику.

Мы изучили текст о ….

Выяснили, что ХВОЙНЫЕ растут …

Узнали, что они имеют...., но не имеют …

Лист с инструкцией №5

Тема для изучения: «Цветковые»

1. Прочитайте текст на с.64.

2. Заполните таблицу, отметив какие части имеют представители этой группы.

корень

стебель

листья

цветки

цветковые



3. Рассмотрите гербарий, выберите те растения, которые относятся к вашей группе.

4. Подготовьте докладчика

Цветковые растения — такие растения, у ко торых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти расте ния наиболее разнообразны.

Памятка докладчику.

Мы изучили текст о ….

Выяснили, что ЦВЕТКОВЫЕ растут …….

Узнали, что они имеют....

Вопросы после каждой группы

- В чем особенность строения водорослей? мхов? папоротников?

- Как называются листья хвойных деревьев?

- Почему эта группа имеет такое название?

Сделаем вывод. По какому признаку ученые делят растения на 5 групп?

5. Физминутка

6. Первичное закрепление.

Цель: решение типовых задач по новому способу действий.

Работа с учебником. Анализ текста (смысловое чтение)

- Поработаем с рубрикой «Этот удивительный мир»

- Читая текст на с. 60, найдите ответ на вопрос: какое полезное вещество содержит морская капуста?

- Читая текст нас. 62, найдите ответ на вопрос: какое хвойное растение самое огромное.

- Читая текст нас. 64, найдите ответ на вопрос: какой факт о тюльпанах вас удивил?

7. Независимая самостоятельная практика учащихся. Самоконтроль и самооценка результатов.

Цель: проверка степени освоения полученного знания, формирование успешной ситуации.

- Наступило время проверить, насколько вы были внимательны в течение урока. Выполните самостоятельную работу.

7.1. Выполнение работы.

· Флора – это мир растений. (да)

· Водоросли - жители воды. (да)

· Представителями хвойных растений являются сосна, ель, кедр. (да)

· У мхов есть корни. (нет)

· Самая малочисленная группа цветковые растения. (нет)

· Водоросли используют в пищу. (да)

· Ель – это цветковое растение. (нет)

· Морская капуста это водоросли. (да)

· Шишка - это плод хвойных растений. (да)

· Не у всех растений одинаковое строение. (да)

7.2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.

8. Подведение итогов учебного занятия.

Цель: сравнение целей поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

- Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, на все ли вопросы ответили.

- Какую цель ставили перед собой?

- Удалось ли нам достичь?

- На какие группы ученые разделили растения?

- По какому признаку?

- Какие растения вас удивили?

- Скажите, почему мы сегодня так много говорили о растениях?

9. Домашнее задание (по выбору)

· Заполнить общую таблицу в тетради, пользуясь учебником с.59-64.

· Подготовить интересную информацию о каком-либо растении.

10. Выставление оценок за работу на уроке

Библиографический список

1. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2019.

2. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. –– М.: Вентана-Граф, 2019.

3. Окружающий мир. 3-4 классы [Текст]: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. - 2-е изд., доп. - Москва: Вентана-Граф, 2014. - 230, [1] с.: ил.