ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Водяная Екатерина Владимировна педагог-организатор, заведующий отделом Водяной Алексей Юрьевич методист, педагог дополнительного образования Манойленко Елена Михайловна методист, педагог дополнительного образования Черных Светлана Александровна педагог-организатор ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
Проблема ухудшения экологической обстановки в мире ставит перед каждым человеком выбор – или сохранить окружающую природу для следующих поколений, или привести всё живое к вымиранию. Сделать правильный выбор, изменить сложившуюся экологическую обстановку сможет личность, обладающая научными и практическими знаниями и умениями, ценностными ориентирами, обеспечивающие экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды. Сейчас как никогда актуально звучат слова английского эколога Питера Скотта (1909-1989): «Лучшее, что мы можем сделать, чтобы спасти планету, – начать учить», учить бережному отношению к окружающей природе.
В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утверждённой в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания среди всех слоев населения приводится в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития.
Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [4].
Экологическое воспитание и образование – значимое звено в системе экологического просвещения в деятельности образовательных организаций, в том числе и в системе дополнительного образования.
Использование комплексно-ориентированного подхода в экологическом образовании даёт возможность образовательным учреждениям применять различные средства воспитания и виды деятельности обучающихся. В результате – формируется экологическая грамотность (знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений), экологическое ответственное поведение (способность самостоятельно действовать для поддержания благоприятного состояния окружающей среды), экологическое мировоззрение и культура, благодаря правильно организованному непрерывному процессу деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Как известно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, и именно с этого возраста следует закладывать фундамент экологической культуры у подрастающего поколения через занятия-экскурсии по парку с рассказом о различных видах животных и растений, о природе родного края, тематические занятия: «Деревья-лёгкие планеты», «Растения под охраной», «Бережем лесные богатства»; экологические игры-викторины, изготовление рисунков-памяток; изготовление для птиц кормушек, сбор корма для зимующих птиц, тематические вечера.
Без родителей решать задачи экологического образования невозможно. Необходима совместная деятельность с родителями через реализацию практических дел: патруль улиц и парков с целью уборки мусора, посадка зеленых насаждений, экологические субботники с уборкой мусора, посадка зеленых насаждений, тематические экологические викторины, праздники экологической направленности, конкурсы поделок из вторсырья – всё это поможет заложить первоначальные знания об охране окружающей природе.
Проведение таких мероприятий не только формирует бережное отношение к окружающей среде, но и создает мотивацию к самостоятельным действиям. Совместные с родителями практические занятия по обучению сортировке отходов, участие во Всероссийских акциях по сбору макулатуры «БумБатл», «Собери макулатуру – спаси дерево!» позволяют минимизировать экологические проблемы с помощью корректировки стиля повседневной жизни.
Формирование экологического мировоззрения и культуры у младших и старших школьников возможно через участие во всероссийских акциях «День леса», «День Земли», экологических субботниках, высадке деревьев. Отдельно стоит отметить проектную и исследовательскую деятельность. Написание проектов экологической направленности, исследовательской работы по изучению истории и экологического состояния родного края, проектирование благоустройства территории, создание экологических инсталляций способствуют получению знаний и умений в области экологической безопасности.
Повышение уровня экологической культуры и вовлечение в процесс сохранения окружающей среды способствует участие во всероссийских конкурсах: «ЭкоПатруль», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», конкурс экологических рисунков и др. Участие в таких конкурсах может стать помощником и в профессиональном самоопределении.
Еще одной формой организации познавательной деятельности старшеклассников могут быть дискуссии, дебаты, брейн-ринги, диспуты на экологическую тематику: «Необходимо прекратить загрязнение окружающей среды», «Общество несет ответственность за решение экологических проблем», «Экологическое развитие мира – приоритет 21 века». Обсуждая экологические темы, участники могут услышать различные точки зрения по вопросам охраны окружающей среды, а также, возможно, найти оптимальные пути решения экологических проблем.
В организациях дополнительного образования разрабатываются и реализуются дополнительные общеобразовательные общеразивающие программы естественнонаучной направленности, которые помогают освоить знания, сформировать навыки, ценностные установки, необходимые для защиты и улучшения окружающей среды.
Еще одной формой экологического воспитания является волонтёрская деятельность.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная (волонтёрская) общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств, формированию активной жизненной позиции, становлению человека как личности.
Участие ребёнка и его семьи в волонтёрской деятельности может служить средством воспитания чувства взаимного уважения и терпимости, толерантности, а помощь в различных сферах общественной жизни (экологической, образовательной, спортивной, культурной) рождает чувство радости, гордости за совместные добрые и нравственные поступки; укрепляет семейные отношения, формирует у детей ответственность, гражданственность, патриотизм.
Занимаясь волонтёрской деятельностью, ребята старшего школьного возраста могут проводить лекции-беседы по экологическому просвещению, вместе с малышами принимать участие в сборе отходов, в благоустройстве территорий, очистке берегов и водоёмов.
Благодаря цифровому развитию общества появились и новые виды природного добровольчества. Взрослые и подростки могут принимать участие в онлайн-акциях отказа от пакетов или одноразовых стаканчиков, отмечать магазины, в которых принимают одежду и обувь для переработки, тем самым привлекать внимание к проблеме загрязнения природы.
Перечисленные средства воспитания и виды деятельности обучающихся, используемые для экологического воспитания могут стать основой процесса гармонизации взаимодействия подрастающего поколения и природы.
Экологическое воспитание является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем, и начать процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде нужно начинать как можно раньше.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша» – А.П. Чехов.
Список литературы:
1. Аргунова, М. В., Моргун, Д.В. Реализация дополнительного экологического образования в программе воспитания – 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-dopolnitelnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-programme-vospitaniya-2020.
2. Губанова, Л.В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики [Электронный ресурс].– URL: https://moluch.ru/archive/353/79075/.
5. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I.– 319 с.
6. Экологическое образование и воспитание [Электронный ресурс]. – URL: https://moodle.kstu.ru/mod/page/view.php?id=40192