Публикации
2023-09-18 11:13 2020 (№ 3-16)

Жукова О.В., Фалько Н.В. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (1-Й КЛАСС)

Жукова Ольга Владимировна, Фалько Наталья Викторовна
учитель-логопед, наставник-учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Белгород

Библиографическое описание: Жукова О.В., Фалько Н.В. Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематическое восприятие, развитие речи и речемыслительной деятельности, формирование метаязыковых навыков, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь, письменная и устная речь.

Аннотация. Представленная программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации.

Данная программа направлена на устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей учащихся образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся c тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).

Цель программы:

освоение обучающимся коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

- развивать мелкую моторику и свободу движения рук;

- различать букву и звук (букву как знак звука), овладеть правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слоговой синтез и анализ;

- развивать фонемный синтез и анализ

- правильно писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывать;

- понимать функцию небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

- различать слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.

- создать устно-речевые, операционные, функциональные предпосылки, способствующие предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма;

- развивать устную речь как основу формирования письма.

Формы организации коррекционно-развивающих логопедических занятий:

групповая, индивидуальная (для одного обучающегося).

Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут.

Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы

В результате прохождения программы, обучающиеся должны:

- достигать положительных изменений в планировании и контроле способов действий и операций, связанных с письмом;

- уметь проводить корректировку действий на основе учета характера сделанных ошибок, уметь объяснить причины ошибок и определять способы действий, которые помогут предотвратить ошибки в письменных работах.

Показатели динамики правильного развития устной речи

В фонетической и фонематической сторонах речи:

- умение правильно произносить звуки:

- умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

-умение определять количество и последовательность звуков в слове;

- умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

- умение делить слова на слоги, определять место ударения.

В лексической и грамматической сторонах речи:

- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение наблюдать за использование в речи синонимов и антонимов;

- умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

В связной речи:

-правильный выбор языковых средств устного общения;

-соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

-овладение диалогической формой речи,

-умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать поддержать и закончить разговор, привлечь внимание), - практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование с элементами рассуждения).

Показатели динамики правильного формирования письма:

-развитие мелкой моторики и свободы движения рук;

-умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;

-правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывание;

-понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

-различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);

-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.

С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся по 15 мая.



Таблица №1. Календарно-тематическое планирование



п/п

Кол-во

Наименование раздела и тем

Дата проведения

по КТП

Факт

Звуки и буквы

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам.

Упрочение звуко-буквенных связей, формирование стабильного графического образа буквы, узнавание буквы в контексте слога (буквы симметричные-несимметричные)

1

1

Звук и буква О. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»

2

1

Звук и буква О.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»

3

1

Буква О. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

4

1

Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»

5

1

Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»

6

1

Буква Е. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

7

1

Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»

8

1

Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»

9

1

Буква А. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

10

1

Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»

11

1

Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»

12

1

Буква И. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

13

1

Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»

14

1

Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»

15

1

Буква Н. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

16

1

Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»

17

1

Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»

18

1

Буква Т. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

19

1

Звуки [С], [СЬ]. Буква С.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»

20

1

Звуки [С], [СЬ]. Буква С.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»

21

1

Буква С. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

22

1

Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»

23

1

Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»

24

1

Буква Р. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

25

1

Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».

26

1

Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».

27

1

Буква В. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

28

1

Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».

29

1

Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».

30

1

Буква Л. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

31

1

Звуки [К], [КЬ]. Буква К. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».

32

1

Звуки [К], [КЬ]. Буква К.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».

33

1

Буква К. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

34

1

Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».

35

1

Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».

36

1

Буква М. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

37

1

Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д.

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».

38

1

Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».

39

1

Буква Д. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

40

Проверочная работа№1. Списывание с печатного текста.

41

1

Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».

42

1

Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».

43

1

Буква П. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

44

1

Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».

45

1

Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».

46

Буква У. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

47

1

Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».

48

1

Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».

49

Буква Я. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

50

1

Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».

51

1

Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».

52

Буква Ы. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

53

1

Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».

54

1

Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».

55

1

Буква Г. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

56

1

Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».

57

1

Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».

58

1

Буква З. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

59

1

Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»

60

1

Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»

61

Буква Б. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

62

1

Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».

63

1

Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».

64

Буква Ч. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

65

1

Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».

66

1

Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».

67

1

Буква Й Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

68

1

Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»

69

1

Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»

70

Буква Х Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

71

1

Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».

72

1

Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».

73

Буква Ж Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

74

1

Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».

75

1

Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».

76

1

Буква Ш Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

77

1

Буква Ю. Звук [Ц]. Буква Ц. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы»

78

1

Буквы Ю, Ц. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

79

1

Буквы Э, Щ. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков

80

1

Звуки [Ф], [ФЬ]. Буква Ф. Буква Ё Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц»

81

1

Буква Ь. Буква Ъ. Конфликт лексических тем «Весенний пейзаж. Летний отдых людей»

82

1

Проверочная работа№2. Списывание текста.

83

1

Проверочная работа№3. Письмо под диктовку.



Приложение№1

Тексты для проверки письменной речи

Проверочная работа№1

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов)

Задание: cпишите текст.

Проверочная работа№2

Дары леса

Люди и животные любят лес. Белка сушит грибы, грызёт шишки. Ёжик запасает дикие груши. Люди часами ищут грибы и ягоды. (22 слова)

Задание: cпишите текст.

Проверочная работа№3

Диктант

Собака Боб

Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)



Таблица №2. Тексты для проверки чтения

Начало учебного года

Назови буквы.

Прочитай слоги.

Середина учебного года

Текст №1

У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта наша ива.

11 слов

(Л. Толстой)

Текст №2

Курица и золотые яйца

(басня)

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

33 слова

(Л. Толстой)

Конец учебного года

Четыре желания

Пришла весна. Митя в волю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.

30 слов

(К. Ушинский)



Список литературы

1. Ишимова О.А, Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо, М.:2016.

2. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.-М.: Просвещение, 2014.-126 с.: ил.-ISBN 978-5-09-032053-5.

3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А.-М.: Просвещение, 2014.-77 с.:ил.-ISBN 978-5-09-034138-7

4. Ишимова О.А. От буквы к слогу и словам. Чтение, М.:2014.

5. Ишимова О.А. От слога к слову. Чтение, М.:2014.